27.01.2018
Режиссерский приз был отдан Андрею Звягинцеву, двумя днями ранее вошедшему в оскаровский шорт-лист с «Нелюбовью». Высший академический балл поставили сценаристке «Большого» Анастасии Пальчиковой. Наградой за главную женскую роль отметили Ирину Горбачеву («Аритмия» Бориса Хлебникова), Алиса Фрейндлих удостоилась статуэтки за роль второго плана в «Карпе отмороженном» Владимира Котта.
В мужской актерской номинации верх одержал Евгений Миронов («Время первых» Дмитрия Киселева). Владимир Ильин взял «Орла» за роль великого авиаконструктора Сергея Королева. Космическая сага удостоилась призов за музыку Юрия Потеенко и компьютерные спецэффекты студии СGF.
Лучший телесериал — «Анна Каренина. История Вронского» Карена Шахназарова, самая яркая телезвезда — Елизавета Боярская. Также толстовская героиня принесла победу художникам-постановщикам Сергею Февралеву и Юлии Макушиной. Сергей Пускепалис получил «Орла» за главную роль в мини-сериале «А у нас во дворе» Ольги Музалевой. 13-серийные «Оптимисты» Алексея Попогребского пришли первыми на стайерской теле-дистанции.
«Викинг» Андрея Кравчука подарил удачу оператору Игорю Гринякину, художнице по костюмам Екатерине Шапкайц, звукорежиссерам Владимиру Литровнику и Павлу Дореули. «Последний богатырь» озолотил художников по гриму и пластическим эффектам Петра Горшенина и Ольгу Афиногенову.
В неигровой секции удача улыбнулась Олесе Фокиной — автору ленты «Геннадий Шпаликов. Жизнь обаятельного человека». Короткометражка Михаила Полякова «Время жить, время умирать» и мультфильм Светланы Андриановой «Два трамвая» так же не разминулись с зоркой птицей. «Лучшим зарубежным фильмом» был признан «Ван Гог. С любовью, Винсент» Дороты Кобелы и Хью Уэлшмана. Спецприз «За вклад в российский кинематограф» получил Александр Калягин.
По завершении церемонии «Культура» пообщалась с обладателями «Золотых орлов» и выяснила: что загадывали лауреаты на случай победы, на какие творческие планы вдохновляет признание коллег, чем объясняют выбор академиков и отчего не первый год основными конкурентами в борьбе за Национальную кинопремию выступают ретродрамы?
Клим Шипенко, режиссер (фильм «Салют-7»):— Не знаю точно, чем именно руководствовались академики, вручая мне пальму первенства, просто осознавал: наш уровень драматургии и технического исполнения был сильнее, чем у конкурентов. Вместе с тем «Время первых», несомненно, достойно актерских призов. За прочих «Орлов» не болел — я уважаю своих коллег, но большинство фильмов относятся к сегменту арт-хауса, а мне по душе жанровые зрительские фильмы. Изобилие ретродрам — не хорошо и не плохо, это естественная закономерность. Они лучше сделаны — с вниманием к деталям и эпохе, с желанием разобраться в себе и выйти на прямой разговор с настоящим. В конце концов, где еще черпать истории, как не в минувшем? Но год от года растет число современных проблемных лент — таких, как «Нелюбовь» и «Аритмия». Считаю, это хороший знак.
Карен Шахназаров, режиссер (телефильм «Анна Каренина. История Вронского»):
— Мне кажется, борьба была конкурентной, и соперники подобрались достойные — например, «София» Алексея Андрианова. Но случилось так, что товарищи вручили мне четвертого «Орла» — после «Исчезнувшей империи», «Палаты № 6» и «Белого тигра». Часто бываю на церемониях и отмечу: все представленные на них картины достойны. Строго говоря, речь идет о нюансах, или как карта ляжет... Тепло отношусь к награжденным, а больше всех порадовался за прекрасно сыгравшую у меня Елизавету Боярскую. За рубежом зрители принимают ее с энтузиазмом, а у нас высказывали несправедливые претензии по мотивам, не связанным с творчеством... В целом отмечу положительную динамику — мы все больше интересуемся недавним советским прошлым, возвращаем себе свою историю, и речи о засилье ретросюжетов сейчас не идет. На днях заканчиваем перезапись спродюсированной мной военной драмы «Решение о ликвидации» Александра Аравина, рассказывающей о спецоперации по устранению Шамиля Басаева. Картина выйдет в прокат в мае или июне.
Алексей Попогребский, режиссер (телесериал «Оптимисты»):
— Надеюсь, эта награда вдохновит продюсеров на следующий сезон «Оптимистов», а затем планирую реализовать давний замысел и снять антиутопию (рабочее название — «И-сайдер»). Неоднократно переписывал сценарий и, наконец, минимизировав элементы фантастики, перенес сюжет в наши дни. Мир стремительно меняется, становится все больше больных тем. На этом фоне обилие ретродрам — не есть хорошо, но сложнопостановочный формат у нас традиционно ассоциируется с великим прошлым. Возможно, успех «Оптимистов» связан с тем, что нам удалось увязать частные человеческие истории с международными отношениями и большой политикой. Последняя всегда будет востребована, ведь, как известно, история развивается по спирали.
Светлана Андрианова, режиссер (анимация «Два трамвая»):
— В прошлом году я была номинирована на премию и, не получив ее, сказала близким: следующий мой фильм непременно долетит до «Орла»! Так и случилось, но пока я не поняла, что значит для меня эта птица. Было вдвойне приятно выдержать конкуренцию с полнометражными картинами, до которых, признаться, я пока профессионально не доросла. Да и хватит ли терпения «зависнуть» на три года с полным метром? Не знаю! Всегда интересно пробовать что-то новое, новые техники. Сейчас работаю над пластилиновым фильмом «Три сестры», основанном на легенде «Дома трех сестер», который находится в черногорском городе Прчань, где я живу в последние годы. В центре сюжета безответная любовь сестер к одному моряку. Визуальная составляющая фильма основана на деревянных скульптурах известного хорватского художника Нено Микулича. В данном случае, пластилин служит имитацией дерева — из него легче лепить персонажей.
Фото на анонсе: Олег Бурнаев/THR.ru