Рыжий, рыжий, несчастливый

Ксения ВОРОТЫНЦЕВА

08.11.2017


«Ван Гог. С любовью, Винсент»
Великобритания, Польша, 2017

Режиссер: Дорота Кобела, Хью Уэлшман

В ролях: Дуглас Бут, Джош Бердетт, Холли Эрл, Робин Ходжес, Крис О’Дауд, Джон Сешнс, Хелен Маккрори, Элинор Томлинсон, Эйдан Тернер, Сирша Ронан

16+

В прокате с 9 ноября

На экраны выходит «Ван Гог. С любовью, Винсент» — анимационный фильм с заявкой на рекорд. Это первая в мире полнометражная лента, созданная из более чем 65 000 написанных маслом картин. Над ней трудились 112 художников из 20 стран.

Режиссеры, супружеская чета Дорота Кобела и Хью Уэлшман, сначала провели съемки с реальными актерами на хромакее. А потом усадили за работу мастеров, которые «раскрасили» изображение в технике самого Ван Гога. В итоге визуальный эффект получился ошеломляющим. В ленту «вмонтировано» 120 произведений — виды Арля, Овера-сюр-Уаз, Парижа, портреты и автопортреты: просмотр превращается в приятную «угадайку». Другое дело, что выполненный маслом анимационный фильм — не такая уж диковинка. Можно вспомнить шедевры Александра Петрова, предпочитающего, правда, иную технику — живопись по стеклу. В каком-то смысле в его вещах, пусть и более коротких по хронометражу, больше творчества: ведь Петров лишь опирается на подготовительные материалы (фотографии, наброски), но не «разрисовывает» героев.

Новый фильм радует подбором актеров. Например, доктора Гаше, лечившего голландца в конце жизни, сыграл известный по сериалу «Игры престолов» Джером Флинн, а его дочь Маргариту — молодая звезда Сирша Ронан. Создатели ленты выбрали, казалось бы, нестандартный для байопика ход — действие начинается через год после смерти живописца. Бородатый почтальон Джозеф Рулен (Крис О’Дауд), приятель и собутыльник Ван Гога, которого сам художник сравнивал почему-то с Достоевским, просит сына Армана (Дуглас Бут) отвезти последнее письмо Винсента его брату Тео Ван Гогу, сам мятежный мастер так и не успел отправить послание (в реальности оно было найдено в кармане после самоубийства). Молодой Рулен отправляется в Париж, обнаруживает, что Тео также больше нет в живых (после гибели Винсента он помешался и умер), и едет в Овер-сюр-Уаз, где художник завершил земной путь. Подводом становится рассказ папаши Танги (Джон Сешнс) — маршана, дружившего с импрессионистами, — о странном поведении доктора Гаше на похоронах, якобы забравшего лучшие работы покойника. А также тот факт, что Винсент за несколько недель до инцидента выглядел вполне бодро и в корреспонденции утверждал: мол, чувствую себя прекрасно.

Молодой Арман с усердием неофита-детектива пытается выяснить истину. Не мог ли суицид оказаться убийством, пусть и случайным, — вот вопрос, в котором пытается разобраться Рулен. Подозреваются все: и лечащий врач, и дочь медика, которая, по слухам, разбила Винсенту сердце (тот факт, что Маргарита так и не вышла замуж, подогревал любопытство исследователей), и местные мальчишки.

Надо сказать, у этой странной истории есть бэкграунд. В 2011-м вышла биография художника, авторы которой Стивен Найфи и Грегори Уайт-Смит, утверждали, что Ван Гог был застрелен 16-летним Рене Секретаном, составлявшим мастеру компанию в попойках. Версия эта так и не получила поддержки специалистов по творчеству Ван Гога, но породила массу предположений. Впрочем, в фильме «расследование» Армана — не более чем формальный ход, хоть и щекочущий зрительские нервы. Прежде всего, он нужен, чтобы «оживить» картины голландца и показать самого Винсента. В итоге фабула порой кажется слабой и даже притянутой за уши. К минусам нового фильма можно отнести и музыку Клинта Мэнсэлла, автора саундтрека к «Реквиему по мечте». Трогательная и щемящая, она в то же время кажется слишком «киношной», и это не добавляет ленте искренности. К плюсам — хорошую игру актеров, в частности «Ван Гога», поляка Роберта Гулачика. Перед последним стояла нелегкая задача: изобразить эксцентрика, которого до него воплощали не раз, и показать при этом весь спектр эмоций — от любви к ближнему и самоуничижения до ярости и черного отчаяния. Впрочем, фильм все равно периодически скатывается в избитую историю о непонятом гении. В частности, в финале приводится известное клише. Мол, при жизни рыжий голландец продал лишь одну работу (на самом деле их было больше десятка). Сможет ли когда-нибудь появиться лента, которая представит «настоящего» Ван Гога — не только страдающего безумца, но человека, шедшего странной, извилистой, зато самостоятельно выбранной дорогой, — покажет время.