Мы знаем, что вы делали этим «Летом»

Светлана МАЗУРОВА, Санкт-Петербург

13.04.2017

В городе на Неве снимается полнометражный фильм «Облепиховое лето», посвященный Александру Вампилову. В августе страна отметит 80-летие со дня рождения драматурга, трагически погибшего в 1972 году. Байопик создается на студии «Лендок». Режиссером является Виктор Алферов, сценарий написан Ольгой Погодиной-Кузминой («Две женщины», «Герой»), главную роль исполняет Андрей Мерзликин. «Культура» побывала на съемочной площадке и пообщалась с авторами картины. 

Фильм решили делать на стыке документалистики и игрового кино, в технике комбинированной съемки, в кадры хроники вставят «живого» актера. При этом создатели подчеркивают, что им не столь важно показать советскую эпоху, сколько внутреннее состояние героя. Хроника передаст настроение Москвы 60–70-х, а также атмосферу Сибири, Иркутска, где жил Вампилов. Драматург часто ездил в столицу, поэтому в картине появится тема дороги с видами из окна поезда.

— Пьесы Вампилова обожал с детства, — отметил режиссер Алферов. — В студенческие годы репетировал «Прощание в июне». Один из моих любимых фильмов — «Старший сын» Виталия Мельникова с Евгением Леоновым и Николаем Караченцовым в главных ролях. Так что вампиловские произведения и мироощущение мне близки и понятны. Как и слово «провинциал», которое присутствует у нас в ленте. Когда я переехал в Москву, то увидел, что здесь мало знают о семье Вампилова. Родилась идея снять кино, основанное на реальных событиях. Мы консультировались с вдовой писателя Ольгой Михайловной, она прочла сценарий. Пришлось отсмотреть много документальных материалов.

— «Облепиховое лето» задумано, чтобы рассказать об авторе любимых всеми пьес «Старший сын» и «Утиная охота». Но это не биография в привычном понимании. Наша задача — передать воздух времени, когда перед начинающим сочинителем раскрылся калейдоскоп возможностей, а затем захлопнулись все двери, — объясняет сценарист Ольга Погодина-Кузмина. — Мы попытались заглянуть в мировоззрение писателя через его же драматургические образы. Ключом к пониманию мне послужила «Утиная охота», неразгаданное, мистическое творение. Ольга Михайловна Вампилова подчеркивает, что Александр Валентинович не раз говорил: «Никто не понимает мою пьесу». Она — как «Гамлет», где внутренняя жизнь героя, раздирающая его драма важнее событий, происходящих в реальности. Хочется показать Вампилова, живущего закрытой внутренней жизнью, которая иногда прорывается наружу.

В то же время это и история о провинциальных интеллигентах — они не были на виду, на первом плане, а оставались в тени культовых шестидесятников. Не случайно в фильме появятся Николай Рубцов и Белла Ахмадулина. 

В ДК работников связи на Большой Морской снимают сцену, когда в вестибюле московского Дома литераторов Вампилов встречается с Олегом Ефремовым. Молодого драматурга из Сибири руководителю МХАТа сосватала знаменитый завлит театра Ермоловой, авторитетный редактор и театровед Елена Якушкина, которая была знакома буквально со всеми влиятельными режиссерами. По словам актрисы Молодежного театра на Фонтанке Екатерины Унтиловой, исполняющей эту роль, Елена Леонидовна была личностью легендарной:

— Настоящий боец, чувствовала людей, эпоху. С ее легкой руки в драматургии появилось имя Вампилова. Она серьезно занималась судьбой Александра Валентиновича, предлагала его пьесы нескольким постановщикам. В нашей картине идет речь об «Утиной охоте» — «Старшего сына» к тому времени уже репетировали в Ермоловском театре. Я с удовольствием пустилась в это плавание, когда познакомилась с молодым режиссером и его командой. Идея снять фильм о гениальном Вампилове, который так рано ушел из жизни, но много сделал для русского театра, замечательна и актуальна.  

Сыграть Олега Ефремова поручили артисту Театра имени Вахтангова Кириллу Рубцову.  

— В нашей среде принято говорить, что роли сами находят актеров, — делится Кирилл. — Но мой случай иной, я боролся за эту возможность, так мне хотелось воплотить на экране образ самого Ефремова. Режиссера Виктора Алферова знаю давно, он ставил спектакль у нас в театре и рассказал, что скоро начнется работа над полнометражным фильмом о Вампилове, но продюсеры хотят пригласить только питерских актеров — съемки будут проходить в основном в Петербурге. Упросил дать мне шанс. Прошел пробы, и, к счастью, меня утвердили. Я знаком с внуком Олега Николаевича Никитой, учился на одном курсе и дружу с внучкой Олей, общаюсь с его дочерью Анастасией, которая, увидев мои пробы, написала, что я действительно похож на Ефремова. Для меня это своего рода благословение. Хотя я не пытался идти через внешнее сходство, а искал то, что волновало и мучило Олега Николаевича, его особый взгляд на этот мир: усталый, нервный, с долей иронии, но пронизанный глубиной и болью. В сцене, которую сегодня снимаем, Ефремов говорит Вампилову: «К сожалению, мы не берем к постановке вашу пьесу «Утиная охота». Не все от меня зависит — над нами еще пять инстанций». И успокаивает: «Потерпите еще немного, все у вас будет: премьеры, цветы...» Так и случилось. Ефремов не распознал в Вампилове гения, пропустил, а потом сожалел об этом.

По признанию режиссера и сценариста «Облепихового лета», с кандидатурой на главную роль определились легко. Когда на площадке появился Андрей Мерзликин, они поняли, что Вампилов у них есть.

— Сыграть такую личность — в какой-то степени аванс, — считает Мерзликин. — В нашем деле нужно быть смелым. Как сказал Шукшин, «ты счастлив, когда ты смел и прав». Можно долго рефлектировать по поводу того, соответствую ли я точной «конструкции» этого человека, имею ли право играть его с художественной точки зрения. Чудес не бывает, но случаются чудесные совпадения, Божье провидение. Мне, наверное, повезло: оказался в нужном месте в нужное время. А дальше началась работа, с моей стороны — большая радость. С глубоким уважением отношусь к своему герою. Учась во ВГИКе, играл в «Утиной охоте», потом смотрел постановки вампиловских пьес в театрах. Это фигура номер один в советской драматургии, автор, сделавший шаг вперед — неожиданный, важный. Он вынес на сцену правду жизни — в чистом виде и в мощнейшем аллегорическом. Для меня важно вернуться к той системе координат, где люди жили с понятием совестливости, где ценились правда, высокие человеческие проявления, честь, достоинство. И мне кажется, эти понятия неплохо было бы вывести на экраны опять.