11.02.2016
«Я не умею читать лекции», — сразу предупредил председатель Союза кинематографистов. Чуть позже признался: его выступление — это «крик души, исповедь».
Сначала речь пошла про Год российского кино. «Конечно, сейчас не лучшее время для его проведения, — сказал Никита Сергеевич. — С другой стороны, невероятные очереди на Серова и тот факт, что раскупили абонементы в филармонию на 90 миллионов рублей, — очень важный знак. Значит, существует некая духовная сила, что приводит человека на мороз и заставляет провести там несколько часов в надежде увидеть картины великого художника».
Говоря о проблемах отрасли, Михалков отметил, что российский кинематограф освобожден от возвратных денег. «Всего лишь на один год, но это важно», — заявил он. Еще один принципиальный момент — решение Минкульта построить 400 кинотеатров в малых городах.
«Невозможно себе представить, но почти 50 процентов наших граждан не имеют возможности смотреть фильмы в кинотеатрах. А ведь кинематограф без большого экрана теряет силу, а также возможность привлекать зрителя к этому виду искусства», — уверен Михалков.
Главной проблемой российского кино Никита Сергеевич назвал падение уровня режиссуры. «Сегодня возник феномен: знают, как снимать, но не ведают — что. Я не против трактовок. Но, например, ставят Чехова, где три сестры лесбиянки, а Тузенбах — гомосексуалист, и все говорят: «Как смело!» Но, братцы, это ведь жулье! Вы возьмите пьесы Антона Павловича и поставьте, как он написал. Может, у вас что получится. Вот Куросава снял «Идиота». Получилась японская версия. Но то был Достоевский в прочтении Куросавы — великой личности. Режиссура — это точка зрения, знание жизни, своя позиция и умение ее отстаивать». При этом Михалков отметил русскую актерскую школу, которая, по его мнению, остается лучшей в мире. «Но артист, живущий в традиции Станиславского, Вахтангова, сегодня брошен режиссером. Постановщик порой не в состоянии ему помочь, он не знает, как это сделать. Тебя учили играть — вот сам и думай», — подытожил Михалков.
Продолжая тему трактовки классики, режиссер отметил: «Экранизировать надо не фабулу произведения, а писателя. Нужно читать не чеховскую «Пьесу без названия», а записные книжки драматурга, его письма, биографию: с кем дружил, с кем — нет. Из этого и вырастает то, что впоследствии вкладываешь в конкретных персонажей — в Платонова, в Софью. Получается принципиально другой подход. Он требует, чтобы страницы шелестели, а не мышка кликала, чтобы перо скрипело, а не клавиатура стучала. Вы можете все книги закачать в айпад — кликнул, читаешь. Очень удобно. Но где запах книги? Пометки на полях? Представьте, если бы айфон появился триста лет назад. Мы имели бы переписку Толстого? И вообще — существовал бы эпистолярный жанр как таковой? Я не к тому, чтобы в лапти и на лошадей. Но к тому, чтобы получать удовольствие от книги».
«Сегодня самое дорогое — это время, — продолжил режиссер рассуждения о кризисе современного сознания. — Но возьмите картину «Над вечным покоем» Левитана. Сможете понять ее, если не потратите время? Ведь там нет сюжета, только ощущения. Или «Преступление и наказание» — пересказать фабулу можно одной фразой: студент, решивший, что ему надо окончить обучение, шлепнул процентщицу... Но Достоевский пятьсот страниц посвящает тому, что происходит с человеком, который лишил жизни никчемную старушку. Сейчас на экране убивают тысячами и никого не жалко. Мы потеряли уважение и к жизни, и к смерти. Утратили ощущение опасности. Нас приучили к тому, что это очень просто — убить или умереть».
В дополнение председатель СК посетовал на низкий уровень культуры — не только тех, кто снимает фильмы, но и тех, кто смотрит. «Обратите внимание: мы ничего не знаем о мировом кинематографе. Кто из вас недавно видел швейцарскую картину, хоть какую-нибудь? — обратился режиссер к молчащему залу. — Никто. И посмотреть негде. У нас нет мирового кино на экране. Есть наше, американское. И все. А ведь кинематограф огромен. Я три дня назад видел потрясающую картину про пророка Мухаммеда. Ее снял великий иранский режиссер Маджид Маджиди. Это фильм, кардинально меняющий представление об исламе. Сделан гениально, с такой любовью и поэзией. Причем вы ни разу не видите лица пророка — его запрещено показывать. Но все снято легко и ненавязчиво. Я подумал: «Господи, хоть бы вышла подобная картина о ком-нибудь нашем. О Дмитрии Донском, Александре Невском. О том, что нам дорого и понятно».
Закончил лекцию режиссер шуткой: «В юности я очень любил выступать. Помню, в одном сельском клубе говорил-говорил, а люди в зале стали постепенно склонять головы на плечо соседей. И только в первом ряду сидел мальчик в телогрейке. Смотрел на меня во все глаза, слушал с изумлением. В конце я рассказывал только ему — больше некому было. Спрашиваю: «Вопросы есть?» Он потянул руку, сполз со стула, потому что ноги не доставали до полу, и сказал: «Дяденька, кино скоро будет?».