27.10.2015
Читаешь программу — дух захватывает. Тут и экстренное маневрирование (то самое модное перестроение «шашечками»), и «полицейский разворот» (на скорости резко затормозить и практически на месте развернуться на 180 градусов), и то же самое, но задним ходом...
Звоню в одну из таких контор, представляюсь клиентом. Повезло: как раз попал на скидочную акцию: стоимость индивидуального занятия на своей машине 4200 рублей за два часа (обычная цена — 5000). Автодром на Ходынском поле. Инструктор прилагается. Это все ясно, прерываю, но я хочу гонять по улицам.
— Конечно, вы можете выезжать и в город, — любезно соглашаются на том конце провода. — Но только не с нашим тренером. Если вы ошибетесь на автодроме, ничего страшного. А ошибка в городе — это как тренировка по «бразильской системе»: хорошо, если только ваша машина будет разбита. Всю ответственность вы должны брать на себя, без нашего человека.
Впрочем, не Ходынкой единой. Для обучения спортивному вождению (по сути, тот же экстрим) предусмотрены и тренировки на раллийной трассе в Подмосковье. Ездить тоже с инструктором. Плата — 5000 рублей в день, плюс 800 за каждый заезд. Скорость ограничена только возможностями автомобиля и смелостью водителя. За 3-4 дня станете настоящим профи-автогонщиком, заманивает собеседник.
— А знание Правил не проверяете?
Вопрос поверг его в ступор. Между тем многие аварии совершаются именно из-за нарушения ПДД. Речь не только о превышении скорости. Водители крайне редко, например, обращают внимание на знак «Уступи дорогу». Возможно, они просто не знают, что за треугольник вдруг возник у них перед глазами. И если человеку дают повышенное умение крутить руль и давить на газ, то неплохо бы и напомнить, когда жать на тормоз. Иначе овладеть достаточно опасным и провоцирующим искусством экстремального вождения сможет любой обладатель водительского удостоверения, даже если он его просто где-то купил.
Звоню в другую школу.
— Не стоит нас так уж демонизировать, — говорит обладатель Кубка России по трофи-рейду Андрей Лунин, старший инструктор курсов ExtrimeDrive. — Клиенты бывают разные: не только склонные к лихачеству, но и, наоборот, очень неуверенные, пугливые. У первых я стараюсь сразу сбить гонор: сознательно создаю на трассе критические ситуации, пусть почувствуют, что им еще учиться и учиться. После этого почти у всех мозги встают на место. Вторые ездят слишком медленно, на дороге это тоже может стать причиной аварийной ситуации, им надо внушать уверенность в себе.
Навыки экстремального вождения, по его словам, как раз и помогают избегать ДТП.
— Обычная автошкола — это как бы среднее образование, а наши курсы — уже институт, — говорит он. — Кстати, по статистике 70 процентов водителей не умеют резко тормозить — никогда этого не делали. А такой навык может однажды спасти им жизнь. Это понимали еще в Советском Союзе: в 60–70-х годах прошлого века был обобщен опыт автогонщиков и адаптирован для рядовых автолюбителей. Уметь водить машину в экстремальных условиях должен каждый. Например, водители Гаража особого назначения ФСО два раза в год при смене сезона, а соответственно, и резины, выезжают на свой полигон, где несколько дней занимаются практикой экстремальной езды.
Мой собеседник не считает, что он и его коллеги распространяют общественно опасные знания. Люди, по его словам, ходят сюда для того, чтобы чувствовать себя увереннее за рулем. Впрочем, признает: каждому в голову не залезешь.
Большинство же водителей получают навыки в обычных автошколах. В России на начало этого года их было 3301 (в Москве — 73). Несмотря на кризис, поток желающих получить заветную автокорочку не уменьшается. Так, в прошлом году на дороги страны выехало 2,4 млн новичков — на 10 процентов больше, чем в 2013-м. Сколько будет в нынешнем — пока неизвестно. Но, например, в Москве автошколы работают с полной загрузкой. Запись на категорию «В» ведется уже на вторую половину ноября. Это если заниматься по будням. Группы, которые учатся по выходным, уже заполнены чуть ли не до конца года.
Получить права — удовольствие не дешевое. Цена зависит от региона. Средняя по Москве — 40 000 рублей, если учиться на «механике», 45 000 — на «автомате». В некоторых школах часть теоретических занятий проводится на тренажерах. Сидишь за рулем, а в роли «улицы» — экран перед глазами.
В августе прошлого года был увеличен срок обучения и ужесточены требования к автошколам. Теперь полный курс длится не 156 часов, а 190. Время на теорию увеличено со 106 до 130, на вождение — с 50 до 56. Плюс еще 4 часа на внутренний экзамен в автошколе — перед тем как ехать в ГИБДД.
— Только ничего это не дало, — говорит глава юридической службы Ассоциации автошкол Москвы Владимир Виноградов. — Число аварий практически не уменьшилось.
Интересуюсь: может, ГИБДД стоит вести учет, в каких автошколах обучались виновники особо крупных аварий, и отбирать лицензии.
— Такая статистика ведется, — говорит Виноградов. — Но она служебная, не для общего пользования. Хотя в каждом регионе на сайте местного ГИБДД должен быть вывешен «черный список» автошкол, которые находятся под особым контролем инспекторов. По разным причинам. Например, большой процент не сдавших экзамен в ГИБДД, жалобы учеников и т.д. Кстати, на этих же сайтах должен быть список всех автошкол, которые получили лицензию на обучение.
— А если я попаду в аварию, могу подать в суд на автошколу за низкое качество подготовки?
— Нет. Права выдают в ГИБДД, значит, там посчитали, что вы умеете водить машину.
Мой собеседник уверен, что не стоит винить только автошколы в росте количества ДТП.
— За два-три месяца нельзя привить человеку навыки культурного поведения на дороге. Воспитывать будущих водителей нужно начинать с ранних лет. В школе можно изучить ПДД, приобрести практические навыки вождения, но не больше.