Андрей ЩИГОЛЕВ
13.10.2012
dash; главный приз достался Бенедеку Флигауфу за «Просто ветер», — именно визит знаменитого корейца стал, пожалуй, главным событием шестого «2morrow».
В этом году «2morrow» в очередной раз подвергся реформации. Но если два года назад повлиял известный скандал, в результате которого фестиваль разделился на два конкурирующих осенних смотра — «2morrow» и «2-in-1», то нынешние реформы носят сугубо деловой характер.
Во-первых, фестивали наконец-то развели свои графики: «2morrow» встал на начало октября, а «2-in-1» пройдет в конце месяца. Во-вторых, вместо крошечного «Пионера» — идеально подходящий под формат ЦДХ на Крымском валу. Но самое значительное изменение — дебют в должности программного директора, француза Сильвана Озу, известного, главным образом, как отборщик программы Giornate degli Autori, параллельной секции Венецианского кинофестиваля.
Неудивительно, что конкурс «2morrow» оказался сформирован главным образом из «венецианских» картин — семь из девяти лент, — в числе которых был и последний хит господина Кима.
Организаторы «2morrow» пытались привезти корейского затворника в Москву еще в прошлом году — тогда в конкурсе участвовал его «Ариран». Получилось сейчас. Ким Ки Дук заехал в Москву на пару дней, дал мастер-класс московским студентам и спел ставшую знаменитой на весь мир корейскую народную «Ариран».
Мастер-класс проводился в рамках кинокампуса «Партизан», слоган которого, no budget — no problem, в переводе не нуждается. Григорий Козинцев как-то сказал: я не понимаю тех, кто хочет стать режиссером — мне понятно, когда человек хочет снять кино. Ким Ки Дук мог бы поставить под этими словами свой автограф. Нравится нам это или нет, но кинорежиссура давно уже лишилась своего сакрального статуса. Снять кино способен любой, а инструментом выражения может стать даже камера смартфона. Дело исключительно в желании.
Легенда гласит, что знаменитый кореец впервые увидел кино, когда ему было 32 года. Знаменательное событие случилось в Париже, куда он приехал изучать живопись. Что был за фильм, история умалчивает. Но это и неважно: в отличие от многих коллег, проходивших свои университеты в зрительном зале, Ким Ки Дука никак не назовешь «кинематографической крысой». На вопрос о режиссерах мирового кино, которых он особенно ценит, кореец, крепко призадумавшись, смог вспомнить лишь Тео Ангелопулоса и Эмира Кустурицу. Из российских — при активной помощи зала — Александра Сокурова.
На мастер-классах едва ли можно почерпнуть какие-то секреты мастерства. Их цель — вдохновить личным примером. А составляющие успеха известны и просты: труд, желание, удача. «Для меня в профессии самое сложное — сценарий, сценарий и еще раз сценарий, — говорит корейский режиссер. — Писать я просто ненавижу. Это самая мучительная часть работы».
Тем не менее Ким Ки Дук по-прежнему пишет по три сценария в год. Те, что не удается поставить самому, отдает ученикам.
«Кино — это жизнь»
Меня часто спрашивают, откуда я беру идеи для своих картин. В девять часов вечера в Корее выходит ежедневная программа новостей — многие идеи взял оттуда. Из новостей можно очень многое узнать о людях. Знаю, что в России много читают, я этим похвастаться, к сожалению, не могу. С детства пришлось работать на заводе, и у меня просто не оставалось времени на книги...
Идея «Крокодила», моего первого фильма, возникла после того, как я увидел телевизионный репортаж о человеке, прыгнувшем с моста в реку Ханган. «Плохой парень» родился из сценки, увиденной на улице. А «Пьета» пришла мне в голову, когда я на одном из заводов Сеула наблюдал за работой огромных, пугающих машин...
Я считаю, что в кино нет правил — ничего страшного, если вы не заканчивали киношколу. У вас может быть учитель, но его может и не быть. Я снял «Ариран» чтобы понять, что такое кино. И пришел к выводу — это жизнь.