Холода, тревоги да степной бурьян

Алексей КОЛЕНСКИЙ

13.05.2015

«Дорога на Берлин» Сергея Попова — славный подарок к Дню Победы. Честная, прочувствованная, в лучшем смысле слова традиционная экранизация военной повести Эммануила Казакевича «Двое в степи». 

Сочинение Казакевича было встречено оттепельными критиками недружелюбно. В 1964 году тихо прошла премьера экранизации Анатолия Эфроса. Текст и одноименный фильм сочли схематичными, риторичными, бесстильными и бессильными. Неброской вещи требовалось отлежаться до поры, когда тема Великой Отечественной станет декоративным аксессуаром телеэфира, а «театр военных действий» превратится в подиум для гламурного винтажа. Сегодня, когда махнув рукой на контекст и подтекст, армия  постановщиков «замыливает» картинку сталинскими экстерьерами и пиротехническим баловством, «Двое в степи» неожиданно выходят на свет — в ту степь, где, кроме художественной работы с актерами и изображением, режиссеру похвастаться нечем. Стоит оговориться: прилежный творческий труд был виден и у Эфроса, причем в избытке — камерная история оказалась перегружена эффектными ракурсами и красноречивыми взглядами. Но для успешной работы с сочинением Казакевича требовалось прямо противоположное — чувство меры, находчивость рассказчика и художественное руководство, а не продюсерский указ или режиссерский апломб. Именно так увидел задачу автор идеи новой экранизации Карен Шахназаров, приложивший руку к кастингу команды и задавший проекту высокую планку. 

Прежде всего, «Дорога на Берлин» интригует как раз отсутствием магистралей, указателей и линии фронта. Даже время действия определяется не сразу. Здесь безусловны лишь степной простор, да пара бойцов — рядовой простак Джурабаев и проштрафившийся лейтенант Огарков. Первый должен отконвоировать второго в расположение штаба армии для проставления печати под расстрельным приговором военно-полевого суда. 

Сделать это оказывается непросто: едва прикрыл глаза часовой, а на дворе — немецкие танки. Приходится, погоняя арестованного, бежать куда глаза глядят. И, конечно, искать штаб. Иначе не выполнившего приказ конвоира поставят к стенке. Поплутав по полям и лесам, бойцы встречают выходящий из окружения отряд и прорываются вместе с ним к своим. Попутно совершают подвиг — рискуя жизнью, Огарков обнаруживает позицию немецкого снайпера, а Джурабаев «снимает» врага метким выстрелом. Теперь ему надлежит доставить в штаб уже две бумаги: приговор трибунала и представление конвоируемого к ордену. Орел или решка? 

На этом вираже история сбрасывает авантюрную маску и дорастает до героической драмы. Потеряв сопровождающего (конвоир гибнет во время бомбежки), Огарков совершает судьбоносный выбор. Добравшись до штаба, передав приказ о своем расстреле, разжалованный лейтенант становится уже настоящим офицером, невольником чести. 

Война трудно поддается экранизации, поэтому в лучших советских лентах Великая Отечественная раскрывается через метафору дороги, с которой не сойти — пути как судьбы. Но «Дорога на Берлин» сворачивает с тропы, проторенной «Отцом солдата», «Балладой о солдате» и «Судьбой человека», — плутает под бомбежками, продирается сквозь перелески, но все-таки поднимается над горизонтом, очерченным выдающимися предшественниками. Берлин, оказывается, не за горами, а за огненными верстами, одолеть которые сумели люди, для которых существовала всего одна ПОБЕДА, превращающая бесформенное «мы» в ослепительное «я» народа-победителя. 

Дуэт недавнего щепкинского выпускника Юрия Борисова и дебютанта Амира Абдыкалыкова безупречен. Но главную партию играют здесь актерские фактуры и ландшафт, неброское разнообразие которого впечатляет сильнее, чем расцвеченные руины «Сталинграда» и «Битвы за Севастополь»... На проездах и общих планах инициативу забирает опытный оператор Шандор Беркеши, режиссер Сергей Попов органичнее работает на крупных... Допустимая погрешность — сбивчивость повествовательной интонации — несколько ослабляет впечатление от картины, но парадоксальным образом позволяет испытать катарсис в тот самый миг, когда в рассказе заканчиваются слова.