«Мы отступали в начале войны, потому что не было карт»

Наталья МАКАРОВА

10.02.2015

8 февраля в России отметили День военного топографа. Эти люди не участвуют в боевых действиях, но именно от них во многом зависит боеспособность вооруженных сил. 

Ни один даже самый талантливый полководец не сможет управлять войском, не имея под рукой карты местности. Сейчас в распоряжении военных топографов спутниковые навигаторы, которые помогают, например, с высокой точностью ориентировать ракету, чтобы она поразила цель. Об эволюции военной геодезии и картографии «Культуре» рассказал главный научный сотрудник Научно-исследовательского центра топогеодезического и навигационного обеспечения 27-го ЦНИИ Минобороны России доктор военных наук Евгений ДОЛГОВ.

культура: Существовали ли времена, когда воевали вообще без карт?
Долгов: Разве что в глубокой древности. В последние столетия без карт и планов не проводилась ни одна военная кампания. Когда-то карты делались в виде текста с указанием названий городов, количества жителей, глубины рек. Затем научились делать в виде графических рисунков. В архивах хранятся планы XVI века осады Казани, похода на Астрахань Ивана Грозного. Есть и более ранние планы. Но все они разрозненные, не было системности. В 1812 году было принято решение создать военно-топографическое депо русской армии, а спустя десять лет образован корпус военных топографов, который является прототипом нынешней топографической службы Вооруженных Сил. Съемщики, специально обученные люди, брали чистый лист бумаги и планшет, рисовали план местности, измеряли расстояния между объектами, намечали основные ориентиры. Все это в масштабе наносилось на бумагу. Таких профессиональных съемщиков в начале XIX века было порядка 100 человек, потом 300, а к 1917 году их количество достигло 600. Они выполняли основные государственные работы по картографированию Российской империи. 

культура: А гражданские топографические службы существовали?
Долгов: Да. Но до 1917 года они занимались преимущественно межеванием земли между собственниками. Тем, чем сейчас занимаются кадастровые службы. Но вернемся к военным топографам. Их силами до конца XIX века по всей стране была создана сеть геодезических пунктов, находящихся на определенном расстоянии друг от друга. Они имеют соответствующие координаты и охватывают всю страну. На их основе была создана первая системная карта Российской империи. Она использовалась и для решения государственных задач, например, при строительстве железных дорог, но в первую очередь все-таки в военных целях. 

культура: Наверное, активнее всего карты применялись в Великую Отечественную войну? 
Долгов: Да, они сыграли огромную роль. Почему мы проиграли начальный период войны? К 1941 году у нас были созданы запасы крупномасштабных карт только приграничных с Европой территорий: примерно на 500 км вглубь нашей страны и столько же к западу от границ. Руководство Красной Армии рассчитывало, что этого хватит, чтобы сдержать удар противника, отразить его и перенести поле боя на землю врага. Надо отметить, что наши карты были великолепны. Когда немцы брали их в руки, они говорили, что русские карты сделаны лучше, чем немецкие деньги. 

К сожалению, нашим войскам пришлось отступить гораздо глубже внутрь страны, чем ожидалось. В течение нескольких недель немцы прорвались до Минска, подошли к Киеву. Бои шли уже на тех территориях, на которые у нас просто не было карт, пригодных для военного использования. Сохранились, конечно, карты XIX века, но воевать по ним было очень неудобно, там даже система координат была старая. Карта — это важнейшее средство управления. На их основе штаб дает указание войскам, что в квадрате с такими-то координатами нужно произвести огневое поражение. А теперь представьте, что карт нет, значит, нет управления. Карт не было в штабах, в войсках, люди не могли сориентироваться на местности. Начались тяжелейшие поражения. 

В августе 1941 года военно-топографической службе был отдан приказ: создать крупномасштабные карты всей центральной части СССР, вплоть до Волги. Топографам пришлось выполнить беспрецедентный объем работ. Карты печатали везде, даже в типографии газеты «Правда». Задача была успешно выполнена. Полностью обеспечить войска картами удалось к марту 1942 года. А уже осенью начался коренной перелом. Всего за годы войны было отпечатано около миллиарда карт.  

культура: Понятно, обстановка быстро менялась, карты устаревали. А в мирное время как часто нужно обновлять карты? 
Долгов: Обжитых районов, к примеру, Подмосковья — каждые 2-3 года. А таких территорий, как, к примеру, сибирские леса, — можно корректировать не чаще, чем раз в 20–30 лет.

культура: Есть романтика в вашей профессии? 
Долгов: Конечно, ведь геодезисты и картографы — это те же первопроходцы. Особенно в доспутниковые времена. Сразу после войны Сталин отдал приказ картографировать северо-восточную часть страны. К тому времени не было крупномасштабных карт Чукотки, Камчатки... Это огромные территории с очень тяжелыми климатическими условиями и отсутствием транспортного сообщения. Описывать их поручили нескольким отрядам военно-топографической службы. За четыре года они составили карты, которыми мы пользуемся до сих пор. Думаю, романтики у них было через край. 

Есть романтика и другого рода. Военные топографы всегда считались людьми высокого интеллекта. К примеру, император Николай II закончил курс Николаевской академии Генерального штаба (сейчас Военная академия Генерального штаба), где очень серьезно обучали топографическому делу. Вообще, раньше умение понимать карту было обязательным для любого офицера, без этого невозможно было стать хорошим полководцем. Так вот, Николай II за годы учебы выучил наизусть названия и расположение основной части населенных пунктов на карте Европы, вплоть до небольших деревень. Когда ему докладывали о ходе сражений во время Первой мировой войны и называли городки, где шли бои, император без карты понимал, о каких территориях идет речь. 

культура: В космический век уже, наверное, все по-другому? 
Долгов: Да, с освоением космоса, безусловно, задачи картографии стали решаться значительно эффективнее. При помощи наблюдений со спутников была создана мировая геодезическая сеть, а вместе с тем и новая система координат — геоцентрическая. Это, в частности, дало возможность добиться высокой эффективности применения ракетного оружия. Снимки из космоса дают много важной информации. Но есть целый ряд характеристик, которые невозможно определить из космоса, к примеру, глубину рек, характеристики дорог и мостов, высоту предметов. Поэтому нужно по-прежнему выходить на работу в поле, чтобы дополнять карты важными штрихами. Несмотря на наличие электронных навигационных приборов, у командира в полевой сумке всегда есть бумажная карта. Ведь электроника может выйти из строя, может пропасть связь, и тут без старой доброй карты не обойтись. 

культура: Гражданское население использует военные карты?
Долгов: Военные карты высокоинформативные. Здесь есть характеристики, которые обычному человеку, к примеру, туристу, просто ни к чему. Ему не нужно знать грузоподъемность моста, а для офицера это важная деталь. Но вот геологи очень любят наши карты и пользуются ими.