Стерхи прилетели

Сергей КОРОБКОВ, Якутия

12.04.2013

Всероссийский фестиваль балета «Стерх» в седьмой раз собрал в Якутске звезд классического танца.

Первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев на торжественной церемонии закрытия феста признался, что в 2000 году, когда подписывал распоряжение о проведении «Стерха», верил, что все получится. Все получилось. Большее число якутян и сегодня, нет-нет, да называет Россию материком. В год 380-летия вхождения Якутии в состав России, о чем, собственно, и было начертано на афишах и программках балетного форума, сюда «только самолетом можно долететь». Отсутствие железнодорожной связи с Якутском, однако, не мешает устраивать в столице республики звездные биеннале артистов из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, а нынче еще и из Лондона и Амстердама. Более того — побуждает вспомнить строки Андрея Вознесенского о том, что «Балет рифмуется с полетом». Полет для якутов — почти ментальное понятие: на солнечном севере, где снег искрится и блестит, как алмазы, движение вперед и к звездам означает жизнь. Может быть, поэтому искусство классического танца, вопреки прогнозам скептиков, и прижилось на земле «Олонхо». То, что заезжих знаменитостей — прима-балерин и премьеров ведущих компаний страны, выступающих с труппой Якутского театра оперы и балета им. Д. Сивцева-Суоруна Омоллоона, здесь называют бриллиантами, тоже понятно.

В 1990-е годы столица узнала, что наряду с эпосом «Олонхо» и городом Мирным, где добывают алмазы, в Якутии существует классический балет, уровню которого может позавидовать иная российская труппа. Гастроль в Москве поразила. Танец якутских прим Гульнары Дуловой, Оксаны Абрамовой, Ирины Борисовой восхитил и критику, и балетоманов. В два дня на труппу под водительством первой профессиональной якутской балерины Евдокии Степановой обрушилась слава. Еще важнее — сложилась репутация, открывшая полеты и перелеты в Якутск, на фестиваль «Стерх», звездам ведущих театров страны. В конце 90-х здесь ставит Юрий Григорович, сюда с готовностью едет Владимир Васильев, на нынешнем фестивале мастер-классы дает Михаил Лавровский.

Концепцию всех семи фестивалей «Стерх», проводимых раз в два года, разрабатывает Наталья Садовская. Родом из великой актерской династии Малого театра, в прошлом — артистка балета Большого, она вывела «Стерх» на европейский уровень. Правило худрука — соединить в пары исполнителей титульных партий и восстановить диалог между протагонистами-гастролерами и отлично станцованной якутской труппой, заботливо опекаемой балетмейстером Марией Сайдыкуловой. Программа прошедшего форума включала пять спектаклей: «Ромео и Джульетта», «Шопениана», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель». Плюс грандиозный гала-концерт с хореографическими шедеврами. Восходящие звезды Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко Ольга Сизых и Анна Оль, ведшие диалог с виртуозными партнерами Александром Волчковым и Артемом Овчаренко из Большого, Давидом Залеевым из Казани, Владимиром Дорохиным из Санкт-Петербурга, Сарыалом Афанасьевым и Ренатом Хоном из Якутска.

Алмазным блеском сверкали примы Большого Нина Капцова и Екатерина Крысанова, в Гала-концерте —Анна Тихомирова. Джульетта Нины Капцовой, взрослея и превращаясь, по Шекспиру, из отроковицы в защитницу любви, не преступала порог того возраста, когда жизнь можно проиграть начерно, но тут же понять, что выбор меж игрой и жизнью определяет судьбу. Шла на выбор и успевала в отпущенное время понять, что мир — значит любовь. Одетта Екатерины Крысановой пела в «Лебедином озере» свою «задушевную песню без слов» тембром смятенной скрипки, проговаривая слова жалобы, как слова молитвы. И ее же Одиллия торжествовала, провоцируя Принца Александра Волчкова на фатальный самообман.

Прима-балерина Английского Национального балета Анаис Шелендер в «Жизели» восстановила сюжет романтического балета, воссозданного Гейне по мотивам старинной легенды: ее исполненный улановскими интонациями танец с самого начала балансировал на грани жизни и смерти, ее девичья душа искала любви «до полной гибели всерьез». Тем отчаяннее выходило покаяние у Йозефа Варги, премьера Национального балета Нидерландов, во втором акте: взлетая к темным небесам вытянутой струной, с раскинутыми, как на распятии, руками, его Граф молил не мстительных виллис о пощаде, а возлюбленную — о прощении.

Анаис Шелендер и Йозеф Варга (на фото), совершив долгий перелет в город, который не сразу нашли на карте, признались, что испытали на фестивале «Стерх» редкие минуты счастья. Стерх и есть птица счастья. По якутской легенде, у того, кто увидит стерха танцующим, жизнь и счастье никогда не разойдутся.