Украденная невинность

26.09.2016

Егор ХОЛМОГОРОВ, публицист

Что интересно, выставка «Без смущения» шла в Москве почти три недели, прежде чем грянул скандал. Но как только он разразился, поспешили отметиться все — ​от моралистов-общественников до сторонников полууголовных методов протеста. На ином же фланге лицемерный либеральный хор запел о гонениях на прогрессивное искусство. «Может, вы еще и «Лолиту» запретите?» — ​риторически вопрошают последние.

Никакой необходимости в этом, конечно же, нет. Роман Набокова, напротив, весьма полезен в воспитательных целях. Сентиментальный мерзавец вторгается в семью простой американской девочки, убивает ее мать, развращает и в итоге обрекает на раннюю смерть ее саму. Если поделить на десять все сопливые переживания Гумберта, то рассказ именно о том, чем подобные влечения обычно кончаются и почему они опасны.

Но все-таки давайте разберемся с выставкой. Необходимо понимать, что американец Джок Стерджес — ​действительно порнограф. Исключительным предметом его интереса являются обнаженные модели, по определению Набокова, «возраста нимфетки».

В 1990-м в дом фотографа пришли сотрудники ФБР, но поднятый поклонниками «таланта» крик и их связи привели к тому, что обвинения в порнографии предъявлены не были и работы Стерджеса числятся по категории «искусство». Однако от общественного осуждения это не спасает: американские протестанты — ​защитники морали — ​выступают против его выставок и альбомов весьма активно, скандалы сопровождают их по всему миру. В Алабаме даже удалось добиться запрета. И только некоторым нашим провинциализмом в таких вопросах объясняется тот факт, что у нас обструкция случилась не в первый день, а едва ли не в последний.

Можно часто услышать суждение о «слишком тонкой грани» между порнографией и искусством. Вот, говорят некоторые, в «Купании красного коня» тоже обнаженка, да к тому же и мальчик. На самом деле грань вполне очевидна. Тело женщины, вообще тело человека настолько прекрасно, что называть его фотографирование «искусством» — ​кощунство по отношению и к Создателю, и к творческому процессу. Это столь же нелепо, как продавать солнечный свет или брать налог с океанских волн.

Фотография — ​особый вид изобразительного искусства, фиксирует действительно существующее, причем так, как оно есть. То, что видит живописец, никто больше не может увидеть тем же способом. То, что созерцает фотограф, в состоянии узреть, даже заснять и кто угодно другой. Поэтому вопрос о том, что такое фотоискусство, встает особенно остро.

В экономике существует понятие «добавленной стоимости» — ​это то количество труда, мастерства и инженерных идей, которое нужно приложить к продукту, чтобы он стал чем-то новым по сравнению с сырьем, а изготовитель получил право продавать его по более высокой цене. Искусство, включая фотографию, — ​давно товар, еще с фараонов и античности. И, видимо, искусствоведам пора ввести категорию «добавленного смысла» — ​того количества свежих идей и художественных техник, кои автор должен вложить в работу, дабы называть оную своим произведением. В искусстве наряду с «искусностью» чрезвычайно важна «искусственность», простите за тавтологию.

Представьте себе фотографа, снимающего признанные шедевры — ​Нефертити, Венеру Милосскую, «Давида» Микеланджело. Как бы он ни старался, вряд ли изображения могут быть признаны искусством в строгом смысле слова — ​слишком очевидно, что «момент красоты» здесь создан первоначальными творцами, а не копиистом. Когда кто-то делает фото чудесной юницы, то ее красота на все сто процентов будет достижением Бога, а вклад даже лучшего из снимающих априори ничтожен. Мастерство фотографа — ​умение схватить момент, поймать или выстроить композицию, через это создав новый смысл. Фотография переходит порог искусства, когда достигает иконичности.

Фото: Михаил Голосовский

Воздушная Венера Боттичелли и откровенно натуралистичные и грубые картины Гюстава Курбе — ​это искусство. Новое содержание, новая идея в каждой из этих картин — ​безусловно, достижение самого художника. Мне почему-то вспоминается из детства маленький фотошедевр Михаила Голосовского в журнале «Советское фото» за далекий 1977 год. Хрупкая девчушка стоит на фоне деревни и пасущихся цыплят в решительной, даже боевой позе. «Здесь мой дом!» — ​энергично утверждает подпись. По концентрации смысла один этот кадр бьет всего Стерджеса, чьи работы лежат по ту сторону искусства в еще большей степени, нежели инсталляции «Куча мусора», «Кирпич» и «Ржавый гвоздь в стене».

Фотографии американца даже не особо и пытаются притворяться чем-то высоким. Он просто качественно снимает красивеньких девочек со всеми признаками пубертата. Никакого другого «эйдоса» в этих фото, кроме вызывающе эротического, играющего с самыми грязными сторонами человеческой сексуальности, попросту нет. От искусства остается лишь искушение нагой плотью. Для чего эти работы нужны калифорнийским покровителям Стерджеса — ​в общем-то, понятно. Кампания за легализацию педофилии ведется в США и Европе не первый год. И подавать порнографию как искусство, а развращенность как эстетство — ​настолько банально для богемы, что, столкнувшись с подобным в сто первый раз, — ​зеваешь.

Но зачем это привозить в Москву? Лет семь назад родители в «Одноклассниках» боролись за право выкладывать фотки своих чад голенькими, не видя в том ничего дурного. И делиться хотели с теми, кто смотрел бы на снимки столь же невинным взглядом, а не с педофилами. Квазиискусство, вроде работ Стерджеса, растлевает невинность, покушается на первозданную радость бытия и отравляет простое счастье неизбежно примешивающейся ментальной грязью.

Наше общество сегодня переживает своеобразную волну реморализации после эпохи, когда рухнули все этические границы и запреты. Большинство из нас желало бы наслаждаться нормальностью, чтобы трава была зеленой, солнце — ​теплым, колокольни — ​высокими, купола — ​золотыми, дети — ​веселыми и неиспорченными. Но, увы, в нашей реальности нет ничего более ненормального и неестественного, чем чистота и невинность. За них приходится сражаться каждый день и каждый час.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий

Комментарии (3)

  • alt

    Калерия Белая 28.09.2016 11:16:53

    Прекрасная статья. Во всем разделяю и поддерживаю мнение автора. В газете Взгляд, какой то журналист предложил Мизулиной посмотреть выставку, прежде, чем запрещать ее, но депутат Гос.Думы может иметь одну аргументацию, а журналист другую. Егору Холмогорову удалось найти прекрасные обьяснения, почему фото американского порнографа не нужно сравнивать с великим Петровым Водкиным. Данный случай, прекрасный пример манипуляции нашим сознанием, попытка приоткрыть пошире Окна Овертона. 
  • alt

    Волков 28.09.2016 13:44:44

    Егор Холмогоров:
    «Фотографии американца даже не особо и пытаются притворяться чем-то высоким. Он просто качественно снимает красивеньких девочек со всеми признаками пубертата. Никакого другого «эйдоса» в этих фото, кроме вызывающе эротического, играющего с самыми грязными сторонами человеческой сексуальности, попросту нет. От искусства остается лишь искушение нагой плотью...".
    ____________________________________________________________________

    Фрагмент текста: "Sex - What is Who или Ловушки для человеков"

    "Я видел сети диавола, простертые по всей земле..."
    Святой авва Антоний

    ……Глава 8. Об опасном "безопасном сексе"

    Ранее говорилось о поисковых работах сексологов по установлению "общего между физиологией полового возбуждения, социальным поведением животных, древним половым символизмом и семантикой мата в русском языке". Так вот, "специалисты" по сексу, используя усеченно-локальную картинку мира, "связи" устанавливают не так... Матерщина и секс действительно взаимосвязаны и имеют одни и те же корни - и мат, и секс и "всякие нехорошие излишества" принадлежат одной и той же, нижней части спектра частот, "излучаемых" человеком - "красной", демонической. Энергетически в нее же "где-то" "втянута" и сексология... Для более полного понимания необходимости борьбы за "чистоту" русского языка, перейдем к рассмотрению "механизма" работы так называемого "сильного" секса, точнее того, что за ним в реально-сущностном плане скрывается...
    Представим, что мы получили навыки вождения автомобиля, причем "дошли" до такого состояния, что делаем это автоматически - иначе говоря, "где-то" в подсознании "создали" программу, запускаемую по мере необходимости… Понятно, что обретя навык необходимо поддерживать себя и в "форме"... А если перед человеком поставить задачу обратную - разучиться водить автомобиль? Причем не за год-два а, к примеру, за неделю или месяц? Можно ли это сделать естественным путем отвыкания? Наверное, нет... Потому, вовсе не напрасно Святые считали созданную вредную привычку пострашнее самого беса ... Однако, речь у нас ведется не о трудовых навыках - у них иной энергетический уровень-спектр, а об опасности создания и приобретения навыков в вызове и запуске "программ" энергетически-сладких для тела потоков похоти-блуда, "развития" вкусовых зависимостей-наслаждений, по сути, заглушающих голос Бога в человеке и дезориентирующих, искажающих действительную картину мира, что в свою очередь сказывается на производимом человеком выборе… Когда и почему такое происходит? Обратимся к словам Святителя Феофана Затворника...
    "В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворимость. Он и есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк. Одно тянет его горе, другое долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божием водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, а дух этой безмерностию желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его"..
    Таким образом, созданные в человеке устойчивые привычки-зависимости, по сути, искажают "прохождение", скажем так, высокого чистого "сигнала" - Духа. Практически большая часть рекламы в той форме и целях, в коих она подается, "работает" на создание "сладких" программ в подсознании человека, на угашение "импульсов" Духа... На то же невольно работает и часть других "санитаров" человеческого подсознания, пытающихся его "подчищать" и "корректировать"... Опасное без учета духовной составляющей человека вмешательство! Ибо по-настоящему разрушить-изжить созданную в подсознании энергетическую подпрограмму-зависимость к страсти без расширения сознания сердца человека, перевода его внимания на духовную сторону бытия и - следовательно, производства соответствующей работы - дело в смысле надежности, устойчивости результата - "представляется" малоперспективным! В таком вопросе без кардинального изменения отношения к жизни, без обращения к Богу и священника не обойтись...
    Так как "обстоят" дела с сексом? Появление сильной энергетической страсти-зависимости - знак того, что человек, вероятнее всего "подключается" к персональному потребителю, пожирающему сексуальную энергию... И напрасно считают, что в роли потребителя столь специфической "продукции" выступает физический сексуальный партнер - а как быть, в таком случае с т.н. "рукоблудием"? Не замыкает же человек, в самом деле, сексуальный энергетический поток на себя? Конечно же, нет - и чувство опустошения, испытываемое человеком после совершения "известных" действий - не только результат "расходования" психической и физической энергий... "Партнер", воображаемая или реальная "картинка", сценка из порнофильма - всего лишь "опора", посредством которой запускается сексуальный энергетический поток. Энергия же, как известно никуда не исчезает - она превращается из одного вида в другой и... потребляется!
    Так куда же "сбрасывается" энергия из "телесного низа" человека и что заставляет его генерировать сексуальный поток до изнеможения, кто "управляет" его производством? Дъявол, а точнее одна из разновидностей демонических сущностей, питающихся и живущих на сексуальной энергии не только человека, но и животных. Бесы является ее потребителем.
    Конечно, после такого вывода, кстати, подтверждающегося практикой жизни, могут возникнуть вопросы - много вопросов и такой… А как же быть с деторождением? Разве не Богом оно благословлено? Припомнятся и слова: "Плодитесь и размножайтесь!".
    Зададимся вопросом: "Почему Церковь столь непреклонно отстаивает позицию зачатия Девы Марии от Святого Духа? Помните диалог Ангела с Девой Марией? "И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; … и вот, зачнешь во чреве, и родишь сына и наречешь Ему имя: Иисус. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? ….Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". (Лк., Глава 1). Почему случилось именно так, а не "иначе", как обычно "полагает" человеческая логика? Что сие означает?
    "Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" - восклицает о себе Царь и пророк Давид (Псалом 50, 7). Право, стоит поразмышлять над совсем непростыми словами Священного писания… Поразмышлять и не торопиться делать скоропалительные выводы, как-то: "Этого не могло быть потому, что просто не может быть..." Нам же, в рамках рассматриваемого вопроса, вполне достаточно будет и такого вывода: всякий воплощающийся в мире человек поражен грехом и несет в себе способность "запускаться" и "работать" на энергетических потоках демонических сущностей, причем неважно, рождается ли человек естественным путем или из "пробирки"... Иначе говоря, "потенциальные" характеристики родившегося человека таковы, что в ситуации собственного произволения и Божьего попущения, он через создание и развитие устойчивых навыков-привычек может начать "резонировать" и "генерировать" в области красного спектра чувств - той области, на которой работает энергетика диавольских сущностей, фактически становясь для них поставщиком "энергетического питания". Явление резонанса, знакомое многим из школьного курса физики достаточно полно отражает суть и качество процесса "взаимодействия" пары человек-демон, когда тот "раскачивает", побуждает человека на производство сексуальных действий, вплоть до создания в нем устойчивой привычки-потребности. Напомним, что, соотнося с красной частью спектра чувств, грубые, явно "накачанные" и ощущаемые человеком потоки секса, злобы, зависти, мы "наблюдаем" всего лишь несколько крупно связанных ячеек сети, расставленной диаволом на человека. "Тонкую" же ее часть не так просто обнаружить - она изощренней и коварней - например, ловля "человеков" "сетью" с "ячейками" тщеславия или лести... Непросто "проскользнуть" через такую энергетическую сеть... Порой бывает, "достаточным" лишь коснуться ее, зацепиться и, человек уже опутан... Не напрасно, православные подвижники, подчеркивая опасность такой ситуации, использовали образ орла, машущего мощными крылами поверх сети и не могущего взлететь потому, что зацепленным оказывался коготь - всего один...
    Сильная сексуальная страсть в человеке может проявиться независимо от его возраста – даже у ребенка… Общим же во всех случаях будет одно - допущение-создание условий (со стороны или самого человека или лиц, ответственных за его воспитание) для "вторжения" беса…
    Что представляет собой одна из разновидностей этого класса демонических "созданий"? Это существо с иной, нежели наша "формой" жизни, обликом весьма схожая с человеком, напитанное энергией блуда, со стекающем липким "потом" и характерным растленным взглядом...
    Находясь поблизости от человека, оно начинает "возбуждать" его т.н. сексуальный "центр", "подвигая" к генерации сексуального энергетического потока из физического тела, воздействуя на человека через помыслы, "прорисовку" картин сладострастия… Локально-текущая задача у беса одна - запустить "генератор-человека", "подзарядиться" самому - едва ли не как "мобильнику"... После очередного сексуального энергетического "выброса" у человека-генератора наступает состояние кратковременной опустошенности... Далее следует очередная подкачка-побуждение и процесс возобновляется... Со временем, в невидимом теле человека могут появиться - как их называют - энергетические дыры-течи, что иногда "осязают-ощущают" экстрасенсы, предлагая человеку их "залатать-подконопатить". Причем, об истинной причине возникновения "дыры" они или не разумеют или не говорят… Пассов "конопачения" под произносимые экстрасенсами молитвы хватает совсем на непродолжительное, короткое время - ведь настоящая причина-грех не устранена, и процесс "утечки" опять возобновляется… "Энергетическая дыра" продолжает "работать", причем, чувствительный человек, как правило, это уже ощущает… По прошествии времени действия сильной страсти могут проявиться - становятся заметными изменения в физическом человеке. Они происходят и на внутреннем "плане" - "чернеет-краснеет" духовное тело… Черты лица начинают приобретать облик находящегося за спиной демона... Человек, по словам Святителя Феофана Затворника, сатанеет...
    Утяжеленность духовного тела, в случае нераскаянности во грехе, самым прямым образом скажется и на его метафизическом будущем… На уровне физического тела подобного рода "энергетические течи" иногда могут сопровождаться вегето-сосудистой дистонией со всеми ее симптомами… …Человека начинают преследовать страхи, появляются "недомогания" психического "рода"... Причем, подавляющее большинство специалистов-медиков, исследовавших человека "от макушки до пят", посчитают его - и обоснованно, едва ли не физически здоровым... "Попав в руки" к психотерапевтам, такой человек рискует еще вдобавок безрезультатно "для поправки" здоровья испытать всю гамму психотропных препаратов, производимых в мире... Но если он окажется в этот момент "в руках" некоторых из психологов-сексологов и получит от них "рецепт" на излечение "болезни" в виде смены физического партнера, это может стать тем последним шагом, после которого "подняться" станет весьма проблематично... Но даже и при обнаружении, понимании собственного состояния, одного желания "сбросить" с себя энергетического вампира недостаточно - нужны необходимые действия и, прежде всего, решительный отказ от "производимой" страсти… Необходимо знать и помнить, что духовное побеждается только духовным... И освобождает человека из духовного плена Господь, который - в этом можно быть уверенным, всегда наблюдает за человеком…
    Особенно тяжелы последствия, если сексуальной страстью оказывается захваченным ребенок. Вторжение демона в этом случае можно уподобить грубому мазку-броску грязно-красной краски на палитру нежных тонов детской души... Низкочастотный сексуальный инфрапоток "забивает" "энергогрязью" еще слабые неустойчивые, неокрепшие чистые энергетические "ручейки" присущие детской душе, деформирует-искажает ее, нарушая естественный процесс роста и раскрытия "цветка-ребенка"... Когда же цветок "распускается", сердцевина его уже изъедена и черна - поражена и цинизмом, и психическими заболеваниями...
    Однако, опасность представляет не только прямое вторжение беса… В "предшествии", как правило - порой продолжительная и основательная подготовительная многоэтапная работа со стороны самих людей… Демонические сущности через навязывание помыслов используют любые каналы для своего проникновения в физический мир. Основой, "питательной почвой" этому является суженое сознание сердец людей, гордыня, крайний эгоизм, невнимание к жизни и "соответствующее" мировосприятие. Воздействие демона может осуществляться и через систему законодательства, "настроенную" соответствующим образом, телевидение, печать, всевозможные выставки "эротики", курсы полового "воспитания", планирования семьи и т.д.... Бесы атакуют через любую земную структуру и ее саму, где хотя бы на миг для демона приоткрывается такая возможность, где неосторожные люди не пытаются внимать Слову Божьему… Наряду с текущей "подзарядкой", дьявол преследует и другую, главную цель - сломать, не дать возможности человеку взойти на высоту, куда его пытается возвести Господь…
    По большому счету, человек действительно слаб, только чаще всего он этого вовремя не сознает... Творец учел ограниченные возможности человека, в т.ч. и в познании всей Божьей премудрости и дал ему простые правила-заповеди… Цена неосмотрительной жизни на Земле - как минимум, большие проблемы Там… С началом их - еще Здесь.… Только на Земле у человека, пока его духовное тело связано с физическим, есть возможность через раскаяние в согрешениях пред Господом и конкретные дела "показаться" Ему, попытаться получить, скажем так, "пропуск" на вхождение в энергетически светлые миры дабы стать в "веке будущем" Человеком... Таковы условия - бессмысленно и опасно "пенять" на них… Вот предупреждение святого апостола Павла: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют" (1 Кор.;9,10).
    О необходимости ответственного подхода к жизни человек предупреждался еще до прихода Иисуса Христа. Вот ответ Творца одному из ветхозаветных пророков: "Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие, что по смерти будем страдать. Он отвечал и сказал: это - помышление о борьбе, которую должен вести на земле родившийся человек, чтобы, если будет побежден, потерять то, о чем ты сказал, а если победит, получить то, о чем Я говорю. Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил, к народу, говоря: "избери себе жизнь, чтобы жить". Но они не поверили ему, ни пророкам после него, ни Мне, говорившему к ним, что не будет скорби о погибели их, как будет радость о тех, которым уготовано спасение" (Езд., Глава 7; 56-61).
    Так кого должен побеждать человек? Свой грех! И только с помощью Господа! От человека ныне, по большому счету, не требуется закапывать себя в золу, спать на голой земле, изнурять тело длительным голодом. Но внимательным и ответственным в поступках - за жизнь свою и тех, кто оказывается в "радиусе" его воздействия – быть обязан, коли надеется обрести Жизнь. Прислушаемся к словам Господа... "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир." (Ин., Глава 16; 33).
    Понятно, что человек не в силах сделать то, что сделал Сын Божий, принеся себя в Жертву ради спасения человека... Но существу разумному вполне по силам малая жертва - совершение малого поступка... Как правило, именно с малых дел начинается движение к Богу и настоящая работа человека на... самого себя - "….иго Мое благо, и бремя Мое легко" - зовет Господь и вместе с тем предупреждает: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит"…
    Опасно "брать" на себя роль диавола-искусителя и становиться его физическим "каналом" "влияния": - во имя сиюминутного благополучия или даже вынужденных "обстоятельств" заниматься выпуском и торговлей порнографическими изданиями, публикацией объявлений и рекламы сексуального характера - деньги от этого - цена продажи демону душ читателей... Кассовый сбор от проката порнографических фильмов, сцен насилия и жестокости: - цена, за которую демону "сдаются" души зрителей... За "доходами" от "зеленого" и "пивного" "змия" - крысоподобные монстры невидимого мира, ухватившие души несчастных.... За наркотиками - "обманка-ломка" внутреннего духовного состояния человека и "сбрасывание" его в когти демона - гнуснейшая из "работ". Право, не единожды стоит поразмыслить над словами апостола Павла: - "Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну". (Рим., Глава 14; 13). "Наращивание" сексапильности, "пребывание" в "кричащей" роскоши, смакование в СМИ ломящихся "застолий" на жесточайшей нужде человеков есть потакание греху и ввод в соблазн людей… И не следует вводить человеков в заблуждение "безопасным сексом" - тем, за чем стоит-скрывается диавол…
    Может возникнуть вопрос - неужели в сексуальных отношениях, кроме как необходимости пока еще не "отмененного" способа продолжения рода человеческого, не "усматривается" ничего возвышенного - любви, наконец? А в эротике? Разве она сродни "откровенной" порнографии? Должна же между ними "проходить" граница?
    Не надо устанавливать "границ" - зачем они, если секс - это демонический клубок из нити без начала и конца... Да, любовь действительно бывает разная… И конкретные "ощущения" ее - суть "проекция" текущего духовного состояния человека... Изменяется оно - меняется понимание любви, высшее проявление которой - любовь к Богу и ближнему... Сегодня ситуация такова, что нет из полезных для человека вопросов, на которые не существовало бы ответа... Главное - суметь вопрос должным образом поставить, а ответ вместить… Но даже знание его - еще далеко не выбор... И все же - в чем состоит высшая цель жизни?
    Действительно, начав именно с нее "объясняться" по затронутой теме, мы далее как-то "обошли" цель стороной, не приведя в явном виде ни одной формулировки. В то же время, несложно заметить, что основные моменты ответа на вопрос в тексте обозначены….»

  • alt

    Tom Smart 30.09.2016 20:55:17

    Гумберт не убивал мать Лолиты.
    А Лолита умерла при родах, беременная от своего мужа, а не от Гумберта.
    Автор читал роман?
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть