Как разбудить «Спящую красавицу»

Елена ФЕДОРЕНКО

21.03.2019

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац подытожил российский Год Петипа своей главной балетной премьерой сезона 2018–2019 — «Спящей красавицей» по мотивам сказки Шарля Перро. В конце марта — новая серия показов. Ее, похоже, тоже ожидают переаншлаги.

В этот театр чаще всего приходят семьями — родители приводят чад, а они — зрители беспокойные и эмоциональные. Если происходящее на сцене не вызывает в них понимания и сочувствия, то услышать из зала можно такие реплики — мало не покажется. Впрочем, то же самое происходит, когда театр затевает игру в поддавки и бирюльки. Однако если дети увлечены, то более благодарной аудитории не найти — они отчаянно смеются, затихают, вытянув шейки, и прикрывают ладошками глаза, когда страшно. В труппе «Синей птицы», как называют детище Наталии Сац, работают те, для кого театр — не просто профессия, а потребность души. Им повезло с руководителем — приход в 2010-м режиссера Георгия Исаакяна обеспечил каскад премьер, жизнь забила ключом.

То, что здесь умеют ставить спектакли для детей, еще раз доказала «Спящая красавица», чье значение для труппы трудно переоценить. Парадная феерия, эффектная, красивая, многолюдная. Образец большого стиля, канон балетного академизма. Сегодня мир потянулся к идеям аутентизма, и на поле реконструкций балет Детского музыкального — не игрок. Для полнокровных ансамблей Петипа ему просто не хватит ни размеров сцены, ни количества артистов — только в «Вальсе цветов» гениальный старец задействовал 24 пары, да еще добавил детей — императорский двор почитал роскошь. Точеная хореография первоисточника сложна исполнителям, а ребятня в зале не выдержит четырех часов даже самых прекрасных танцев. Театр и не собирался возрождать оригинал 1890 года.

Постановка появилась стараниями худрука балета Кирилла Симонова. На этот раз у него не возникло соблазна перевести спектакль в иную систему координат, хотя к ним «Спящей» не привыкать. Симонов и сам часто актуализировал классические сюжеты: помещал героев «Золушки» в интуристовскую гостиницу сталинской Москвы, забывал о Шекспире в «Ромео и Джульетте», где экспериментировал «в стиле модерн», эпатировал своей «Спящей красавицей» в Петрозаводске, правда, Москва опуса не увидела. На этот раз хореограф не противостоит традиции, да и археологический интерес его не привлекает — он знакомит с балетным изложением сказки Перро юную неискушенную аудиторию, создавая спектакль «по мотивам» великого оригинала. Задача была сложной, но театр с ней справился. В ее решении настолько нет никакой нарочитости, что не возникает желания перечислять усеченные фрагменты и вынужденные купюры. Вполне достаточно того, что лакуны заполнены тактично, заплаток не заметно.

Фабула о заснувшей вековым сном прекрасной наследнице и ее счастливом пробуждении передается точно и внятно, при этом без упрощения смыслов — всей истории в целом и отдельных ролей. Резвится на празднике по поводу совершеннолетия нежная принцесса Аврора изящной Анны Марковой и к свадебному торжеству отбрасывает робость: не форсируя виртуозные па, предъявляет деликатный свободный танец. Принц Дезире Ивана Титова выглядит неоперившимся юнцом — простодушная доверчивость и ребяческий романтизм ему к лицу. Мстительная Фея Карабос (выразительный образ создал Олег Фомин) незваной гостьей врывается на бал верхом на летающем драконе, понятно жестикулирует в традициях старинной балетной пантомимы. Красноречивые жесты, судорожные гримасы, презрительные угрозы — все широко, доходчиво, просторно. Ее зловредным козням безыскусно противостояли трогательная и сдержанная Фея Сирени Варвары Серовой и вся ее благородная свита, восстанавливая справедливый миропорядок. Ребята с радостью встречают героев сказок, пожаловавших на свадьбу Авроры и Дезире. Принцессу Флорину и Голубую птицу аккуратно и бережно представили Марина Окунева и Павел Окунев. Оживленно приветствует аудитория знакомые лица — Золушку и Принца Фортюне (Дарья Камашева и Олег Тихонов), Кошечку и Кота в сапогах (Мария Чернова и Вячеслав Пегарев), Красную Шапочку и Волка (Феличия Русу и Сергей Беломысов). Многие роли, сыгранные артистично и азартно, в плане классического правописания — исполнителям на вырост, но ведь стоит тянуться к звездным просторам, а не ютиться под низким потолком, до которого рукой достать.

Художник Вячеслав Окунев явно не забыл впечатлений своего детства, превратив сценическое пространство в образ волшебного сна — нарочитая пышность интерьеров, по-старинному удлиненные пачки, яркие детали костюмов и обилие бутафорских деталей. Оркестр под управлением дирижера Алевтины Иоффе играет гармонично, аккуратно и чувственно, подчеркивая кульминации этой совершенной балетной сказки. Музыка звучит с почтением к происходящему на подмостках, словно напоминая, что «Спящая» — пример идеального процесса работы хореографа и композитора. Чайковский послушно выполнял задания Петипа, который описывал не только содержание номеров и чувства героев, но обозначал число действующих лиц, продолжительность сцен и даже количество тактов.

«Спящую красавицу» называют «энциклопедией классического танца» — она вместила в себя все его сценические виды. Спектакль в Театре имени Наталии Сац получился «детской энциклопедией», представляющей соло и дуэты, ансамбли и массовый танец, чистую классику, характерные и бальные сцены, доходчивую пантомиму. Сегодняшняя публика подрастет быстро, скоро увидит иные академические образцы, но редакцию Детского музыкального, как первую радостную встречу с непростой классикой, не забудет. Каждый мудрый урок, усвоенный в хрустальном возрасте, играет в жизни серьезную роль.


Фото на анонсе: Елена Лапина/teatr-sats.ru