22.02.2019
Питомцы Московской академии танцуют на всех крупнейших сценах планеты. Марина Леонова хранит и развивает передаваемые из века в век традиции мастерства. Юрий Григорович, в чьих балетах она исполняла ведущие партии, считает: «Надо оставаться собой и быть верной самой себе — это, пожалуй, единственно возможный в искусстве путь, по которому имеет смысл идти... Московской школе удавалось это и прежде и, что особенно радостно, удается сейчас, когда неизбежная глобализация стирает границы национальной самобытности. Во многом это заслуга Марины Леоновой. Ей удается труднодостижимое — традиции московского исполнительского стиля, где искренность и пылкость все еще верны канонам классического танца, сочетать с открытостью всему балетному миру — динамичному и многоликому».
культура: Вы только что вернулись с Дальнего Востока — что подвигло на этот вояж?
Леонова: Во Владивостоке открывается филиал Московской академии хореографии. Мы встречались с губернатором Приморского края Олегом Кожемяко, подписали необходимые договоры. Олег Николаевич болеет за культурную жизнь региона, понимает, что театру, а он необыкновенно красивый, просторный, современный, необходимы свои кадры.
культура: Когда приступаете к работе?
Леонова: Дети уже учатся, мы начали готовить следующий набор. Посмотрели учеников, провели мастер-классы, приступаем к переподготовке педагогов, планируем проводить курсы повышения квалификации. Каждый месяц мастера Академии будут направляться в филиал, чтобы проводить занятия с воспитанниками, делиться знаниями с коллегами и концертмейстерами. Предполагаем выстроить целостную систему шефства и постоянного кураторства. Художественным руководителем Приморского спутника Академии назначен москвич Константин Матвеев, наш выпускник, в недавнем прошлом — премьер «Кремлевского балета», партнер Екатерины Максимовой.
Здание школы строится на острове Русский по замечательному проекту — с учебным театром, бассейном, спортивной площадкой, прекрасно оборудованным интернатом. Мы участвовали в техническом задании, определяли количество и размеры залов, намечали расположение в них зеркал, дверей, окон. Будущие артисты балета станут соседями с учениками филиала ЦМШ при Московской консерватории и будут учиться в одной общеобразовательной школе. Возводится жилой комплекс для преподавателей, работников театра и училища. Воспитанники войдут в новые классы уже в октябре 2020-го.
культура: До этого времени будут скитаться?
Леонова: Продолжат заниматься в удобном зале при школе-интернате, где к ним относятся внимательно и с заботой. Культурно-образовательные центры возводятся быстро. Согласно поручению президента первые появятся во Владивостоке, Калининграде, Кемерово, Севастополе.
культура: Московский филиал Академии откроется не только в Приморье?
Леонова: Еще в Калининграде, куда я полечу в конце февраля. Там, на острове Октябрьский, рядом с огромным стадионом, специально построенным к чемпионату мира по футболу 2018 года, создадут филиал Большого театра и образовательный комплекс с балетным училищем. Перспективы впечатляют — откроются также высшая театральная школа и картинная галерея, где будут экспонировать шедевры из своих коллекций самые знаменитые российские музеи.
Сейчас обсуждается вопрос строительства Центра в Кемерово, определяется статус нового местного театра. Если он будет репертуарным, с оперой и балетом, то, конечно, понадобится профессиональная школа.
культура: В связи с такими серьезными планами нагрузку в Академии сократили?
Леонова: Наоборот, после четырехлетнего перерыва взяла класс девочек. Коллеги по кафедре уговорили, да я и сама скучаю по преподавательской работе. Ученицами довольна, они хотят трудиться и танцевать, на занятиях между нами установилось полное взаимопонимание. Возвращаюсь из командировок и вижу, как они стараются. Приятно, что не теряют форму и помнят все, чего уже добились.
культура: Как находите общий язык со своими девочками?
Леонова: Преподавать я начала давно, закончила танцевать в театре и сразу пришла к Софье Николаевне (С. Н. Головкина — руководитель московской балетной школы с 1960 по 2002 год. — «Культура»). Доверительные отношения складываются у меня с ученицами в том числе и потому, что я практически не общаюсь с родителями, разве когда возникают проблемы со здоровьем или ребенка тяготят семейные конфликты. Вопросы, связанные с успеваемостью, профессией, дисциплиной, решаю с самими девочками. Хочется помочь, выучить. Всегда говорю им: «Непонятно? Спрашивайте, не молчите, давайте рассуждать вместе». Вижу, что они чувствуют мою заинтересованность в их судьбе. Тем более у них перед глазами примеры, все знают своих предшественниц по моему классу: Свету Лунькину, Наташу Осипову, Ксюшу Рыжкову, в Большом театре — Яну Париенко, Лизу Крутелеву, Тоню Чапкину, в Музтеатре Станиславского — Машу Бек, Полину Заярную.
культура: Вы руководите Академией 17-й год. Педагогика — дело творческое, а ректор — еще и хозяйственник. Чего в Вашей работе больше?
Леонова: Тут сложная история. Хозяйство? Конечно, но есть проректоры, инженеры, механики — люди, которые занимаются всеми вопросами профессионально. Хотя решаем их вместе — собираемся, проводим совещания по выходам на торги и аукционы. Система законов для творческих вузов непростая, и мы ее строго выполняем. А педагогика в ректорском деле — не только работа с детьми, она заключается еще и в воспитании коллектива как единого целого. Сейчас в Академии замечательная команда, каждый понимает, где и во имя чего трудится. Но так было не всегда, поначалу многие отказывались от научной работы, участия в конференциях, говорили, что приходят в класс, учат детей, и остальное — не их забота. Но не я придумала нашу школу, не я сделала ее Академией и не мне отменять установленные форматы. Сегодня Академия им соответствует — ведутся исследования, защищаются диссертации, готовятся сборники и монографии.
культура: В Год Петипа Академия выпустила книгу о судьбе его балетов в Москве и продолжила летопись своей истории. Что впереди?
Леонова: Да, вышел третий том Истории московской школы, который начинается с трудного послереволюционного периода — тогда судьба балетного образования висела на волоске. В 1917-м училище хотели закрыть, но Екатерина Гельцер и Василий Тихомиров пошли к наркому просвещения Луначарскому, тот пригласил Ленина и Крупскую в театр, после чего сообща и решили, что балет стоит оставить новому пролетарскому зрителю.
Сейчас приступили к следующей части издания — о звездной плеяде 60–70-х годов прошлого столетия — нашли неизвестные архивные материалы и изумительные фотографии. В планах — сборник о Софье Николаевне Головкиной — она почти четыре десятилетия возглавляла московскую школу, и мы ее не забываем, на фасаде Академии открыли мемориальную доску, отметили 100-летие со дня рождения выдающегося педагога и балерины.
культура: Через Ваши руки прошло немало учеников. Сильно ли отличается нынешнее поколение?
Леонова: Меняются не только дети, но и родители. Знаете, какой вопрос они часто задают? Есть ли у нас интернат. Потому что не все сейчас занимаются воспитанием и многие хотят определить ребенка на пансион, передоверить его нам, забыть о нем на какое-то время. Для детей же, даже самых маленьких, главный интерес — компьютеры, телефоны, гаджеты — в них они разбираются свободно, много времени проводят в сетях, что, к сожалению, сказывается на их мышлении, отвлекает их от истории, от искусства, от профессии. В современных ребятах меньше романтики. Раньше больше читали и увлекались театром, живописью. На эти «пробелы» мы обращаем внимание, специально организовываем походы учеников в музеи, нас приглашает на свои генеральные репетиции Большой театр. Недавно получили в подарок 200 билетов на «Щелкунчика». Представляете, какая радость?
культура: Долгие годы московское училище называли школой Большого театра, потом отношения этих институций складывались по-разному. Сейчас, похоже, Вы ими удовлетворены?
Леонова: Да, Большой нам помогает. Недавно «приодели» — передали много костюмов, ведь пошив сценических нарядов — дело дорогостоящее, но от него во многом зависит репертуар. Теперь сможем многое танцевать. И с директором Большого, и с худруком балета у нас добрые отношения. Махар Вазиев часто приходит в школу, беседует с учениками. Мне нравится, как он разговаривает с теми, кого приглашает на работу. Всех знает по имени, каждому дает шанс попробовать себя. Сможет оправдать доверие — широкая дорога открыта. Это правильная позиция. Наши выпускники последних лет сейчас хорошо и много танцуют. Я довольна.
культура: В 10 лет выворачивать ноги у станка мало кому нравится. На какой стадии ученики увлекаются, ведь почти все выпускники — фанаты балета?
Леонова: По-разному случается. Некоторые уже в первом классе дрожат от усердия и восторга, мечтают о сцене. К другим понимание приходит позднее, года через три-четыре. Сначала детям нелегко, они трудно притираются, особенно мальчики и те, кто живет в интернате. Представляете, восемь лет без родителей, без дома. Далеко не все уезжают на каникулы — нет денег на билеты. Помогают наши врачи, воспитатели, психологи. Потом ребята взрослеют, увлекаются профессией, начинают хорошо учиться. Вообще, наши дети — трудяги. Бывает, конечно, что кто-то заниматься не хочет, тогда неизбежно расставание.
культура: За что еще можете исключить?
Леонова: За профнепригодность — если ученик потерял форму, ленится. Есть такое понятие — балетная координация, она проявляется не сразу, а в процессе освоения все новых и новых технических элементов — прыжков, вращений, дуэтов. Без координации протяженного движения не получается. Приходится отчислять.
культура: Когда педагоги понимают, кто имеет шанс стать звездой, а кто останется у воды в «Лебедином озере»?
Леонова: Учим всех одинаково. Но каждый ребенок раскрывается по-разному. Взгляд профессионала сразу выделяет ту самую звездочку — может, не в первом, но во втором-третьем классе — точно. Шанс выбиться вперед и стать лидером всегда выпадает тем, у кого лучше данные, кто слышит музыку, органичен и грациозен.
А что касается кордебалета, то работа в нем всегда считалась престижной. Ансамбли — важная часть классического балетного театра.
культура: Несколько лет назад Вы говорили, что конкурс при поступлении упал и трудно найти способных детей. Ситуация изменилась?
Леонова: Уровень бывает разный, как и наборы, что абсолютно нормально. Лет девять назад, казалось, просто некого брать, способных детей — единицы. Так распорядилось время. Сейчас ситуация поменялась, конкурс 10 человек на место. Больше одаренных. Я даже шучу иногда: наконец-то нам нарожали хороших детей. С отличными внешними и физическими данными, с красивыми формами.
Теперь учеников нужно больше — не только для Академии, но и для двух ее филиалов. Не хочется забирать воспитанников из других российских школ. Мы планируем более активно ездить по стране, искать талантливых детей семи-девяти лет, принимать их на подготовительное отделение и заниматься с ними еще до поступления в первый класс.
Балет — всегда выстоит, переживет любые трудности. В 90-е, когда стране было явно не до искусства, наш коллектив держался дружно и крепко, боролся за себя. Исторически сложилось, что балетные люди — стойкие оловянные солдатики.
культура: Что такое балетный характер?
Леонова: Внутренняя самодисциплина прежде всего. Воля и несгибаемость. Готовность к упорной работе и борьбе. Артист балета мобилизует себя каждый день. Многие из тех, у кого в итоге с балетом не сложилось, с благодарностью вспоминают годы обучения в нашей школе. Они стали сильными, творческими, организованными, обязательными в той профессии, которую получили потом.
культура: С удовольствием ли дети берутся за современный репертуар?
Леонова: Московская школа — это школа классического балета, он наше предпочтение, мы учим классическому танцу. Но, конечно, берем в репертуар хореографию современных мастеров, среди них — Джон Ноймайер, Начо Дуато, Давиде Бомбана, Лучано Каннито. Это требование времени. Ребята очень любят пробовать себя в непривычной пластике. Многие усиленно осваивают ее и потому, что номер современной хореографии входит как обязательный в программы балетных конкурсов.
культура: Вы одна из немногих руководителей, поощряющих участие своих подопечных в балетных соревнованиях. Часто слышишь обратное — что, мол, ранний триумф вреден, конкурсы нарушают учебный процесс...
Леонова: В конкурсах, а их становится все больше, для меня много положительного. Возможность испытать силы, показать себя, преодолеть страх, увидеть, как танцуют сверстники из других городов и стран. Подготовка программы — рывок вперед, полезная работа. Успех соискателя важен и для него самого, и для школы. Неудача полезна для самого участника, она закаляет. На конкурсные показы приезжают руководители балетных трупп, видят наших воспитанников, приглашают на работу.
В прошлом году выпустился замечательный Денис Захаров, он завоевал шесть золотых медалей и Гран-при, в нынешнем заканчивает учебу Лиза Кокорева — золотой лауреат Московского международного конкурса. В последние годы пришли в Большой наши выпускники Марк Чино, Давид Соарес, Марфа Федорова, Саша Трикоз — перспективные танцовщики и победители конкурсов.
культура: Многие профессионалы согласны с Михаилом Мессерером, считающим московскую школу лучшей в мире. Самые талантливые выпускники могут выбирать место работы. Что у них в приоритетах?
Леонова: Чаще всего выбирают худрука, которому верят и который заинтересован в том, чтобы артист развивался, рос. Был период, когда лучшие уходили в Музтеатр имени Станиславского и Немировича-Данченко, им казалось, что там они будут востребованы. Сейчас все рвутся в Большой, где многие партии доверяют молодежи. Наши иностранные студенты, как правило, в родные города не возвращаются, работают в Красноярске, Казани, на Приморской сцене Мариинского театра. Утверждают, что балет в России — на недосягаемой высоте, хотят танцевать только здесь.
культура: Что Вам ближе — время «выступлений» или преподавания?
Леонова: Не смогу ответить. Очень любила свои партии — Мехменэ Бану в «Легенде о любви», Эгину в «Спартаке», Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке» и, конечно, Мирту в «Жизели». Я счастлива, что танцевала в период, который теперь называют золотым веком Большого театра. Майя Плисецкая, Катя Максимова и Владимир Васильев, Наташа Бессмертнова и Миша Лавровский, Нина Сорокина, Юрий Владимиров, Николай Фадеечев, Марис Лиепа. Выдающиеся мастера, неповторимые личности. Я танцевала с разными партнерами, чаще — с Владимиром Никоновым и Владимиром Тихоновым — замечательными классическими танцовщиками.
Пришла в школу и увлеклась педагогикой, учить мне нравится. Так получилось, что стала ректором — эту работу тоже полюбила, испытываю бесконечную ответственность за родную школу. Наверное, всему свое время.
культура: Вы настоящий боец, хоть и не рветесь к саморекламе. Помню, сколько усилий Вам потребовалось, чтобы «отбить» студентов от службы в армии, как выступали против перевода хореографического образования из базового в ранг «дополнительного». Сейчас в опасности музыкальные школы — их хотят если не закрыть, то уж точно проредить.
Леонова: Музшкола для общего развития важна чрезвычайно. Не надо закрывать то, что не мы открыли — и так многое потеряли. Надо оглядываться назад, в историю, прежде чем принимать необдуманные решения. «Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими — есть приведение в совершенство воспитания», — говорила Екатерина Великая. Разве музыка не воспитывает?
культура: Чем закончилась волокита со строительством нового здания Академии?
Леонова: Вы имеете в виду пристройку к основному корпусу? Не разрешает Москва, хотя правительство и Минкульт поддерживают. Когда я делала техническое задание к школе во Владивостоке, то с завистью смотрела на планы, в которых учтено все — огромные залы, бассейн, общежитие — то, чего нам не хватает. Консерватория строит прекрасное общежитие, на очереди ГИТИС, студентам которого тесно в стареньком доме на Трифоновской. Все хорошо и правильно. Только вот до нас — старейшего театрального учебного заведения Москвы — дело пока не дошло.