Ищу принцессу без вредных привычек

Елена ФЕДОРЕНКО

04.12.2013

В Детском музыкальном театре имени Наталии Сац проверили, настоящая ли наследница постучала в ворота королевского дворца.

«Принцесса на горошине» — балет по сказке Андерсена. Сказка — всего-то полстраницы текста, увенчанного добрым финалом, что у датского поэта случалось далеко не всегда. В ореоле одиночества он считал себя неудачником, «гадким утенком», часто хандрил и впадал в депрессии. Но из сумеречных своих настроений черпал сюжеты, по большей части — грустные. Сгорают Стойкий оловянный солдатик и его возлюбленная, Русалочка превращается в морскую пену, а в одной из сказок и вовсе непроглядная жуть: «Пивовар умер, умерла и его тетка, умер и студент, чье творчество превратилось в мусор. Все превращается в мусор». 

Балетная история в Театре имени Сац родилась из пары фраз: «Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то: принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать, всегда с ними было что-то не в порядке». Дописали сказку две дамы — хореограф Елена Барышникова и художница Анна Нежная. И увели ее далеко-далеко. Принц отправляется на поиски невесты, попадая по пути в разные царства — теней, обжор, плакс, легкомыслия, ночи. Каких только принцесс наследник ни встречает: барышни-привидения, пышнотелые чревоугодницы, плачущие друиды, дремлющие лентяйки, беззаботные ветреницы, агрессивные валькирии, а между встречами наваждением является «вечная невеста». Все сотканы из недостатков. 

Звучит музыка композиторов итальянского барокко Антонио Вивальди и Арканджело Корелли с их причудливыми и высокопарными курантами, сарабандами, гавотами и менуэтами. Но для спектакля, особенно детского, музыкальная палитра достаточно однообразна и лишена огня. Мелодии в прекрасном аутентичном исполнении воспроизводятся фонограммой. Видимо, театр решил не рисковать: барочная музыка — слишком крепкий орешек для театрального симфонического оркестра. Жаль, ведь для юных театралов в живом звуке и даже в присутствии самих музыкантов в оркестровой яме заключено особое очарование.

Балет получился бенефисом художницы. Идея поместить действие в сказочную Венецию зажгла фантазию Анны Нежной. На сцене и карта Венеции, и гладь моря, и качающаяся на волнах гондола, и, конечно, образы всех упомянутых царств. В королевском палаццо небывалое ложе возводят из «двадцати тюфяков и двадцати перин из гагачьего пуха», чтобы проверить, почувствует ли принцесса горошину.

 «Эта работа для меня подарок судьбы, — рассказывает сценограф и автор костюмов. — Сначала спектакль готовился для Малой сцены, потом решили развернуться на основной. Я апробировала метод фотопечати на ткани. Он позволяет достаточно точно воспроизводить эскизы не только в декорациях, но и в предметах интерьера, и в материалах для костюмов». Наряды действительно красивы и причудливы: роскошные камзолы придворных, расписные туалеты Короля (Дмитрий Круглов) и Королевы (Юлия Селиванова) детвора рассматривает с пытливым интересом. На выход же скромной озябшей принцессы (Валерия Гусева) зал откликается, как по команде, восторженным восклицанием. Наивная и простодушная, она никак не может устроиться на мягких матрасах, под которыми притаилась горошина, зато крепко засыпает на голом полу.

 Конечно, Принц (Ярослав Иванов) сразу понимает, что такой нежной может быть только настоящая принцесса. На бал по случаю бракосочетания зовут всех несостоявшихся невест, но к развязке юная аудитория заметно устает и почти не следит за происходящим. Новый балет по преимуществу повествователен и иллюстративен, а такие спектакли быстро превращаются в усталые утренники. Хореография составлена из проверенного набора классических па, она тоже ровная, без взлетов и падений, пускай и удобная для танцовщиков (премьеру они провели с большим энтузиазмом). 

Танцы понятны, что неудивительно: Елена Барышникова — автор c долгим опытом работы с детьми. А еще она художник патетический, ни на минуту не забывающий о том, что истории должны быть правильными и нравоучительными. Из забавного — венецианская гондола, в нее превратился стручок, из которого высыпались смешные живые горошины. Они сопровождают странствующего в поисках невесты Принца, но любовь сама постучится в дверь. Сказка ведь…