Дважды двадцать лет спустя

Елена ФЕДОРЕНКО

14.05.2015

В Мариинском и Большом театрах чествовали Диану Вишнёву. Двадцатилетие творческой деятельности 38-летняя балерина отметила на широкую ногу, в трех отделениях и многолюдно — с участием артистов двух главных театров России. Вечер так и назвала «Двадцать».

Значительный балетный десант прибыл из Петербурга в Москву (несколькими днями раньше в Северной Пальмире гостили артисты Большого). Праздновала Диана, как мы помним, и десятилетие своего служения сцене, но — скромнее, только на сцене родной Мариинки. Тогда, на пороге второго десятилетия, Вишнёва попрощалась с приклеенным к ней определением «петербургский вундеркинд» и смело перешла в разряд редких мастеров, кому покоряется и мир крахмальной классики, и непредсказуемые ветра современного танца. За минувшее время артистка раздвинула границы своих танцевальных пристрастий, пополнив репертуар шедеврами прошлых столетий, несколькими эксклюзивными проектами («Красота в движении», «Диалоги», «Грани»), фестивалем «Context. Диана Вишнёва». Собрала богатую коллекцию наград, сделавшую ее самой титулованной балериной своего поколения. Вырос и реестр театров, нацеленных на содружество с русской примой. 

Теперь Вишнёву догнала цифра, роковая для балетного люда: после 20 лет исполнительской биографии обозначен порог — заслуженная пенсия. Любимцы Терпсихоры, к коим относится и Диана, конечно, общего правила не соблюдают, даты и цифры — не для них. Но избранность требует доказательств. Возраст и положение звезды мирового масштаба обязывают. Теперь танцем Вишнёвой правят опыт и зрелость. 

Первая и третья части бенефиса юбилярша отдала сценам балов. Для начала — бал в королевском дворце из балета «Золушка» в постановке Алексея Ратманского, в исполнении Мариинской труппы с виновницей торжества в титульной партии. Королевская ассамблея с жеманными изломами декаданса, бомжеватой Феей-нищенкой и карикатурными мужиками-панками, исполнявшими вариации Времен года, сильно смахивала на капустник и показалась немного устаревшей. Лучезарный танец Вишнёвой-принцессы прошлых лет заменила игра титулованной королевы в детские забавы. Из балерины стихии, где главным было хрупкое счастье только что рожденного движения, она вдруг превратилась в балерину разума — точную и расчетливую, умеющую просчитывать наивность своей героини. Скоропись чувств сказалась и на беглых «описках» в технике, чего ранее в танце перфекционистки Вишнёвой не наблюдалось.

Петербургский бал у князя Гремина из третьего акта спектакля Большого театра «Онегин» Джона Крэнко приберегли на финал. Невероятной красоты контрастные дуэты — Татьяны-Вишнёвой: с супругом (Александр Водопетов) — благочестиво-безропотный и с Онегиным (Александр Волчков) — обжигающе-страстный, прозвучали полной октавой и украсили бенефис. Сокрушающий темперамент и отчаянная истома героини затянули в омут эмоций, оставив место для раздумий — о невозможности счастья и тяготе будней. 

Разочарование вечера — миниатюра «Старик и я» Ханса ван Манена. Трагикомический дуэт, поставленный голландским классиком для возрастных артистов, обманчиво «примитивен». Дама бальзаковских лет решает покорить мужчину почтенного возраста. Поначалу он не ведется на вызовы, потом сходится с соблазнительницей в коротком дуэте надежды, и дальше — расставание. Время ушло безвозвратно. Партнер Дианы Владимир Малахов — экс-руководитель Берлинской оперы, ныне работающий в Японии, каждым взмахом руки и изломом корпуса доносит глубокую боль героя. Диана «пишет» характер милой, чуть глуповатой кокетки, не обремененной мучительными рефлексиями. Трюкачит и комикует, снижая градус трагического сюжета, переводя историю о потерянной жизни в забавный анекдот. 

Сегодня Вишнёва — одержимая профессией и очарованная танцем — берется за многое и разное, сознавая, что способна оживить любую пластику. Но оказывается, что интенсивность порой изматывает и опустошает. Майя Плисецкая — гений, столь близкий Диане (памяти Майи Михайловны Вишнёва посвятила свой вечер в Мариинском театре), признавалась, что не любила репетировать и добавляла: «В последнее время стала думать, что именно это в итоге продлило мою сценическую карьеру: я танцевала в два, а то и в три раза дольше, чем положено. Может быть, потому что у меня были неизмученные ноги». Не знающая покоя Вишнёва сегодня выглядит усталой, но это совсем не лишает ее поклонников надежды на будущие открытия от любимой балерины. Ждем третьего десятка.