Что же это было, скажи? Виражи!

Наталья МАКАРОВА

05.04.2016

Известная на весь мир команда истребителей «Русские витязи», выполняющая в воздухе сложнейшие акробатические трюки, стала визитной карточкой российских Воздушно-космических сил и гордостью страны. 5 апреля пилотажной группе исполнилось 25 лет — в преддверии праздника корреспондент «Культуры» побывала в гостях у асов.

«Бочка», «кобра», «колокол» — здесь, на аэродроме в Кубинке, чтобы увидеть все это, достаточно поднять глаза к небу. Самолеты вертятся вокруг своей оси, зависают в воздухе, несутся друг на друга, кажется — вот-вот столкнутся, но в последний момент молниеносно расходятся и исчезают в облаках. Сейчас «Витязи» готовятся к Параду Победы. Впрочем, они постоянно участвуют в показательных выступлениях — не только в Москве, по всей России. План полетов расписан на год вперед. 

Их машины легко отличить от других многоцелевых истребителей Су-27 по окрасу: им одним разрешено носить цвета российского флага. И еще одно отличие, не бросающееся, правда, в глаза, однако специалисты его оценят. Наши летчики — единственные в мире, кто проделывает трюки в небе на обычной боевой технике, не доработанной специально для выполнения фигур высшего пилотажа. Так что хоть сейчас — на защиту Родины. 

Оказывается, именно боевая подготовка — основное занятие «Русских витязей», а умение «красиво летать», как тут говорят, — факультатив. 

— В первую очередь мы военные летчики, уже потом мастера высшего пилотажа, — поясняет командир «Русских витязей» подполковник Сергей Щеглов. — Очень многие у нас сначала прошли через строевые части, несли боевое дежурство, бомбили, стреляли. 

Бомбить будут и сегодня. К самолетам на тележке подвозят уложенные в два ряда ракеты Р-73 класса «воздух — воздух». Все готово к выполнению учебно-боевого задания. Четыре «Витязя» станут отрабатывать стрельбы, пятый — таскать мишени. А вот и она — световая бомба. Ее сбросят с высоты 11 000 метров, она взорвется, превратившись в светящийся факел, и начнет медленно спускаться под куполом парашюта. Задача пилотов атакующей четверки — не дать ей приземлиться: надо уничтожить цель в воздухе. 

На крыло «сушки» подвешивают ракету — белый «карандашик», снимают с нее красные колпаки, предохраняющие вооружение при переноске. При необходимости, таких ракет на Су-27 можно подвесить целый десяток.

— Вам очень повезло — подобные учения проводятся всего раз в год, — говорит старший инженер центра по вооружению майор Вячеслав Асташкин, проверяя, надежно ли ракета заняла свое место под крылом. — Самолеты один за другим должны захватить мишень в прицел на высоте от 9000 до 7000 метров и провести пуск.

Весит Р-73 105 кг. Точность у нее колоссальная. Головка реагирует на тепловой сигнал, к примеру, на двигатель самолета. У самой мишени боевая часть ракеты взрывается, из нее вырываются стержни, образуя своеобразное кольцо, которое режущей кромкой поражает воздушного противника. Легкое касание приводит к разрушению, прямое же попадание разносит в клочья. При этом, даже если ракета выпущена не совсем точно, она с помощью системы самонаведения способна «доворачивать» до мишени. В конструкции реализован принцип «выпустил — забыл».

Становится немного страшно, когда майор буквально ощупывает это смертоносное оружие. Как бы не взорвалось прямо здесь! Старший инженер уверяет: бояться нечего. Ракета сработает вовремя. 

— А вот и предохранительная чека, непосредственно перед полетом ее снимают с ракеты, — мой собеседник указывает на небольшой крючок с яркой оранжевой лентой. — У летчиков есть традиция: после первого боевого задания хранить чеку. 

Вообще пилоты — люди суеверные. До вылета, например, не дают интервью и не разрешают фотографировать самолет. Приготовления к учебно-боевому заданию у них, словно у школьников, проходят в небольшом классе на втором этаже здания аэродрома. Повсюду на стенах карты с летными маршрутами, за «учительским столом» — командир группы. Заслушивает доклады о состоянии аэродрома, экипажей, метеослужб, боеприпасов. Только после такой тщательной подготовки на земле можно приступать к работе в небе. 

Стою у края взлетной полосы. Первый Су-27 с бомбой на борту скользит мимо меня в нескольких метрах, пара секунд разбега — и он взмывает вверх, оглушая окрестности ревом двигателя. Через несколько мгновений уже становится маленькой точкой среди густых облаков, блеснув в луче на миг прорвавшегося сквозь тучи солнца. Следом отправляются в небо и другие участники задания. Им предстоит за сорок минут преодолеть около 700 км до полигона «Ладога» в Ленинградской области, отстреляться и вернуться на базу. 

Спустя чуть более часа истребители выплывают со стороны леса и поочередно заходят на посадку. 

— Цель поражена, — не без гордости докладывает подполковник Сергей Щеглов.

Он уже девять лет как «Витязь». Признается, что задание хоть и учебное, но некоторое волнение все же было: имеешь дело с серьезным боеприпасом, а ведь рядом летят товарищи — любая случайность чревата трагедией. 

О трагедиях ни думать, ни говорить не хочется. А хочется — о красоте. 

— Отработка захватывающих дух фигур высшего пилотажа начинается на земле, прежде всего в голове, — делится ас. — Нужно мысленно представить, как происходит полет. Ну а потом все оттачивается на специальных тренажерах.

Есть и еще одно интересное упражнение при подготовке — летчик должен пройти маршрут с пластмассовым самолетиком в руках по карте, разложенной на полу. С виду — детская игра, а на самом деле — имитация полета: надо виражи в определенных точках совершить и вернуться в заданное место. К слову, рабочий день у «Витязей» длится порой до 14 часов. 

Любопытно, что во время полетов расстояние между крылатыми машинами не фиксируют приборами — все на глаз, никаких парктроников.

— Чувство габаритов приходит с опытом, — улыбается подполковник.

Он уже ветеран. О чем думает в канун 25-летнего юбилея группы? О том, чтобы не растерять славу тех, кто ее создал, воспитать достойную смену — кому следующие круглые даты отмечать. Недавно пришло пополнение — четверо старших лейтенантов. Один из них тоже только что приземлился.

— Я с детства мечтал о небе, несмотря на то, что летчиков в семье никогда не было, — рассказывает Максим Даньков. — Поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище. После выпуска по распределению попал в Кубинку. О «Русских витязях» даже и не мечтал. Но сюда нужны были кадры, и я прошел отбор. Через два-три месяца начал выполнять фигуры высшего пилотажа. Через полгода — парный сложный пилотаж. До полетов в группе пока далеко...

«Не страшно летать-то?» — спрашиваю. Ответ неожиданно серьезен. Оказывается, страх есть. Однако боишься не аварии, а того, что не оправдаешь надежд инструктора. Не докрутишь красоты. Но главное, по словам Максима, невероятное чувство эйфории во время полета. Его мечта — подняться в небо над Красной площадью.

Да, мы не раз наблюдали эти машины, проплывающие над Кремлем и уходящие в сторону высотки на Котельнической. А вот интересно, летчики нас видят? 

— Во время парадов сверху почти ничего не видно, — разводит руками Щеглов. — Скорость, высота, да и некогда рассматривать...

Парад Победы — раз в год. Гораздо чаще «Витязи» участвуют в акции Воздушно-космических сил России «Служба по контакту — твой выбор!». Их выступления в Астрахани, Ростове-на-Дону, Омске и других городах собирают тысячи людей. Уже не раз успели порадовать своим мастерством и жителей Крыма. За четверть века показали себя также за рубежом — побывали в 30 странах. Самое «горячее» время — лето, поэтому отпуск в эту пору пилотам удается взять очень редко. 

Интересуюсь, а кто выдумывает хореографию высшего пилотажа? Выясняется, почти каждый небесный трюк — элемент воздушного боя. Например, «колокол» — фигура, когда истребитель поднимает нос вверх, недвижно зависает в воздухе, после чего «роняет» его вниз. Впервые этот трюк был исполнен летчиком-испытателем Анатолием Квочуром в 1988 году в качестве маневра, позволяющего самолету стать невидимым для ракет с радиолокационным наведением на цель.

Или широко известная еще с Великой Отечественной «бочка» — поворот машины вокруг своей оси на 360 градусов. Во время боя подобная уловка усложняет противнику прицеливание. А еще выполнение «бочки» дает возможность бортстрелку уничтожить цель, находящуюся за пределами сектора огня при стандартном полете.

Знаменитая «мертвая петля», или «петля Нестерова», впервые продемонстрированная в 1913-м, способна превратить оборонительный маневр в наступательный. Самолет поднимается, а затем опускается, замыкая петлю: таким действием можно ускользнуть от преследующего тебя врага и самому зайти ему в хвост. 

— В этом году мы планируем пересесть на новую технику, вместе с этим появятся и новые элементы пилотирования, — делится заместитель начальника центра показа полетной подготовки подполковник Александр Дядюра.

Все четверть века своего существования группа летает на Су-27. Не то, чтобы они себя изжили, но эти истребители уже полностью изучены, говорят летчики. Какие машины придут им на смену, пока секрет.

Спрашиваю, есть ли между пилотами соперничество. 

— Постоянно, — не скрывает подполковник. — Но в хорошем смысле. Если не быть лучшим, тогда зачем вообще что-то делать?

Наверное, такая нацеленность и помогает «Русским витязям» оставаться во всех смыслах на высоте. А из серьезных соперников у них «Стрижи», которые базируются здесь же, в Кубинке. Кстати, у них также не за горами юбилей — и тоже 25-летний: он наступит 6 мая. Как раз после него, в конце месяца две прославленные команды на домашнем аэродроме отметят совместный праздник. Конечно же — блистательным авиашоу.