17 марта 1934 года

Сергей ГРОМОВ

15.03.2019

85 лет назад, весной 1934-го, практически каждый номер еженедельника «Советское искусство» посвящался в основном театральной жизни — в СССР и за рубежом. К примеру, газета за 17 марта примерно на три четверти состоит из материалов, в той или иной мере касающихся театра. Даже передовица, рассказывающая о противоборстве в капстранах интернационалистов и националистов, подготовлена театроведом, немецким коммунистом Генрихом Диаментом. Сообщив о масштабах развязанных фашистами в Германии репрессий, автор переходит к глобальным обобщениям и пророчит победу пролетарского искусства во всемирном масштабе: «Пробита брешь в самом консервативном театре мира — Англии. Социальные мотивы, которые раньше изгонялись с английской сцены, завоевывают себе позиции... Пьеса Лесли Риида («Будьте осторожны». — «Культура») разоблачает гнусный антисемитизм фашизма... Она подготавливает почву для развивающегося нового театра».

На второй полосе Всеволод Мейерхольд подробно объясняет, почему он решил ставить на своей сцене «Даму с камелиями» по роману Александра Дюма-сына. Премьера постановки состоится уже на следующий день (по другим сведениям, через пару дней) после выхода еженедельника. Спектакль подвергнется жесткой критике — не столько потому, что не понравится лично Сталину, сколько по причине очевидной для многих режиссерской неудачи. Главную роль — куртизанки Маргариты Готье — отныне и впредь станет исполнять жена Всеволода Эмильевича Зинаида Райх. Через три года она напишет «отцу народов» легендарное и весьма путанное письмо, в котором понять что-либо современному читателю крайне проблематично. А в начале 1938 года Политбюро ЦК ВКП(б) примет известное постановление с формулировкой «ликвидировать театр Мейерхольда, как чуждый советскому искусству». То есть анонсированная в «СИ» 17 марта 1934-го «Дама с камелиями» являлась, по сути, началом конца.

Среди прочих публикаций заслуживают внимания статьи и заметки, посвященные «Росту национальной драматургии», постановкам по роману Александра Серафимовича «Железный поток», всесоюзному конкурсу на лучшую деревенскую пьесу. В составе жюри, кстати говоря, значатся Максим Горький, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко и другие знаменитости.