Смотри, читай, слушай

28.12.2017


КИНО

Главная интрига наступающего года такова — продолжится ли рост посещаемости российских лент, приблизившихся к 24-процентной доле прокатных сборов? Высокобюджетных фильмов-событий на горизонте почти не просматривается; в репертуарном тренде фантастические сюжеты, интерес к которым подогреет плотный график официальных мероприятий. 26 января итоги 2017-го подведет Национальная киноакадемия кинематографических искусств и наук России «Золотой орел». 4 марта золотые статуэтки раздаст «Оскар». С 19 по 26 апреля пройдет 40-й Московский международный кинофестиваль, уступивший июнь футбольному чемпионату.

Столь же насыщен репертуар широких российских премьер. В середине января стартует эпическая сага «Скиф» Рустама Мосафира. Последний месяц зимы украсит психологическая лента «Селфи» Николая Хомерики, мелодрама «Лед» Олега Трофима, авантюрно-экзистенциальный «Рубеж» Дмитрия Тюрина и, вероятно, «Т-34» Алексея Сидорова.  

Весной увидим «Черновик» Сергея Мокрицкого, экранизировавшего роман Сергея Лукьяненко, затем — режиссерские дебюты Данилы Козловского («Тренер») и Константина Хабенского («Собибор»).

Летом выйдет «Непрощенный» Сарика Андреасяна (в роли Виталия Калоева — Дмитрий Нагиев) и долгожданное продолжение «Вия 3D» — «Тайна печати дракона: путешествие в Китай» Олега Степченко. На осень намечен байопик Дмитрия Суворова об исследователях Арктики «Первые» и «Empire V» Виктора Гинзбурга по мотивам одноименного пелевинского романа.

Главная голливудская премьера января — «Форма воды» Гильермо Дель Торо. В конце зимы и начале весны Стивен Спилберг порадует бенефисом Мэрил Стрип «Секретное досье» и антиутопией «Первому игроку приготовиться». В топе франшиз — «Тихоокеанский рубеж 2» Стивена С. Денайта, «Мстители: Война бесконечности» Энтони и Джо Руссо, «Соло: Звездные войны. Истории» Рона Ховарда. Эстеты не разминутся с «Колесом чудес» Вуди Аллена, «Дикими предками» Ника Парка и «Собачьим островом» Уэса Андерсона.

Лето порадует «Миссией невыполнимой 6» Кристофера Маккуорри, «Алитой: Боевым ангелом» Роберта Родригеса и «Миром Юрского периода 2» Хуана Антонио Байона. Осень и зиму забирают «плохие парни» — Х-мэн «Темный Феникс» Саймона Кинберга, «Веном» Рубена Фляйшера, «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» Дэвида Йейтса, «Хроники хищных городов» Кристиана Риверса и «Аквамен» Джеймса Вана. В октябре блеснет «Книга джунглей: Начало» Энди Серкиса.

Чем ответят наши мастера экрана? Вопрос остается открытым. Весной Никита Михалков приступит к съемкам «Шоколадного револьвера», Андрей Кончаловский завершит «Грех» и начнет работу над амбициозным телеальманахом «Человек неунывающий». Премьерные даты «Начало. Легенда о самбо» Дмитрия Киселева, «Училки 2» Алексея Петрухина, «Завода» Юрия Быкова и еще дюжины резонансных отечественных картин еще не определены.


БАЛЕТ, ОПЕРА

Самый важный юбилей — ​200-летие со дня рождения Мариуса Петипа. В России он жил долго, называл ее своей любимой родиной, стал полновластным хозяином русского балета, утвердил новое танцевальное мышление, создал гармоничную художественную систему академического балета. Его влияние переоценить невозможно, оно определило все развитие русского и мирового искусства. Сложнейшие и логически выверенные конструкции многолюдных спектаклей-феерий с симфоническими танцами кордебалета, изысканными соло, грациозными дуэтами, разнохарактерными ансамблями обрусевшего француза давно признаны эталонными. Поэтика Петипа стала мифом. Главные торжества, несмотря на то, что праздновать начали заранее, все же впереди. В Большом театре ждет торжественный апофеоз — ​два гала с участием международных звезд и всех собственных премьеров. Правда, планы претерпели изменения в связи с трагическим уходом из жизни знатока старинных стилей Сергея Вихарева. Без него, умевшего передать имперский размах творений патриарха классического танца так, что он не казался вегетарианской подделкой, вечер «Великий Петипа» состояться не может. Но отреставрированная Вихаревым «Коппелия» от Петипа — ​по образцу 1894 года — ​все-таки вернется в репертуар главного театра страны. Здесь же весной пройдет Фестиваль российских балетных школ «Посвящение Мариусу Петипа», инициированный Московской академией хореографии. В программе — ​мастер-классы, творческие встречи, круглые столы, презентация сборника «Балеты Мариуса Петипа в Москве», составленного Мариной Леоновой и Юрием Бурлакой, научная конференция и концерты. Фрагменты из балетов «француза с русской душой» исполнят воспитанники ведущих балетных школ России: Москвы, Петербурга, Перми, Новосибирска, Красноярска, Уфы, Якутии.

МГАХ примет участие в еще одной прекрасной истории — ​на праздник Петипа в Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко приедет Школа Парижской оперы вместе со своим руководителем — ​легендарной Элизабет Платель. Вояж задумал и подготовил Лоран Илер — ​второй француз после Петипа, возглавивший балетную труппу в России. С разницей в полтора столетия. Гости станцуют «Времена года» Ноймайера (этот балет Глазунова Петипа ставил в 1900 году), Московская академия представит картину «Оживленный сад» — ​образ сладостного рая из «Корсара», солисты Музтеатра вместе с московскими учениками исполнят Гран па из «Пахиты», по праву почитаемое за гимн женскому танцу.

Театр классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева в честь юбилея покажет «Спящую красавицу» в Китае. В канун же Нового года коллектив отправится в Калугу, где согласно общероссийскому проекту «Большие гастроли» представит несколько спектаклей, в том числе и «Щелкунчика». Один из самых знаменитых и загадочных балетных спектаклей — ​неизменный талисман зимних праздников — ​тоже связан с именем Петипа. Хотя сам он его не поставил — ​помешало нездоровье. Мариус Иванович подготовил подробнейший сценарный план по изящной французской переделке Дюма-отцом сказки Гофмана. Покорно подчиняясь драматургическим требованиям хореографа, писал музыку Чайковский. Получилась не наивная рождественская сказка, а тревожная трагическая исповедь. Вот уже более века разгадывают хореографы партитуру, соединившую темы судьбы-рока и кукольных забав. Разные версии увидят зрители: прижившуюся на отечественной сцене детскую трактовку Василия Вайнонена, таинственную философскую притчу о хрупком счастье — ​от Юрия Григоровича. Наталия Касаткина приступила к репетициям балета «Принц Щелкунчик» на музыку Эдуарда Артемьева, создавшего авторскую транскрипцию партитуры Чайковского, с историей принцессы Пирлипат, которой может вернуть красоту орех Кракатук. Спектакль можно будет увидеть только под занавес наступающего года. Парад «Щелкунчиков» завершит 1 февраля спектакль Пермского театра в Государственном Кремлевском дворце. Хореограф Алексей Мирошниченко говорит, что ставит классический вариант с «собственными музыкальными и сюжетными открытиями». Для балетоманов показ привлекателен долгожданной встречей со своей любимицей — ​Натальей Осиповой, примой «Ковент-Гарден», которую не смог удержать ни Большой, ни Михайловский театр. Ее партнером станет Никита Четвериков — ​лауреат телевизионного конкурса «Большой балет».

На Исторической сцене ГАБТа в феврале — ​опера «Пиковая дама» Чайковского в прочтении режиссера Римаса Туминаса и маэстро Тугана Сохиева. В марте — ​балет «Анна Каренина» Джона Ноймайера на музыку Чайковского и Альфреда Шнитке, где герои Льва Толстого окажутся нашими современниками. Иностранцы поставят с российскими артистами оперы «Бал-маскарад» Верди и «Богему» Пуччини.

В сентябре 2018-го Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко откроет 100-й сезон фестивалем Сергея Прокофьева. В программе: оперы «Война и мир», «Обручение в монастыре», «Любовь к трем апельсинам», балеты «Каменный цветок» и «Золушка». Поклонники танца ожидают «Дон Кихота» в редакции Нуреева, и Россия впервые познакомится с трактовками классики от великого Руди. Гордится театр своим новым просветительским проектом «Студия». В него войдут экскурсии по закулисью, рассказы о «тайнах театральных цехов», беседы, открытые репетиции, обсуждения. Одну из первых «Студий» посвятили премьере оперы Леоша Яначека «Енуфа» — ​редкой гостьи в России.

«Геликон-опера» приглашает поклонников творчества Игоря Стравинского на программу, объединившую оперу «Соловей» и балет «Весна священная». Премьера «Алеко» Сергея Рахманинова запланирована на начало лета. Под занавес сезона — ​«Золотой петушок» Николая Римского-Корсакова в постановке Дмитрия Бертмана и под музыкальным руководством маэстро Владимира Федосеева. В канун Дня Победы театр пригласит ветеранов Великой Отечественной на оперу Прокофьева «Повесть о настоящем человеке», получившую название «Упавший с неба».

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац покажет премьеру оперы Владимира Кобекина «Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей» — ​современную игру в фольклор по произведениям Мамина-Сибиряка. О заблудившихся в лесу и чудом спасшихся детях самым маленьким зрителям расскажет опера Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель». Главной балетной премьерой станет «Путешествие Гулливера» современного композитора Алексея Ларина в хореографии Кирилла Симонова с волшебными превращениями и 3D-анимацией.

Московская консерватория проведет традиционный Международный открытый фестиваль искусств «Дню победы посвящается…», где примут активное участие Госкапелла России под управлением Валерия Полянского, Академический концертный оркестр имени Юрия Силантьева со своим худруком Александром Клевицким. Также в БЗК откроют Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева и прослушивания Международного конкурса пианистов Grand piano Дениса Мацуева.

Московская филармония предлагает немало раритетных программ. В Концертном зале имени Чайковского выступит Ансамбль старинной музыки «Il Giardino Armonico»; «Страсти по Иоанну» Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора и оркестра исполнит один из самых признанных в мире коллективов Государственный академический хор «Латвия» и Московский камерный оркестр «Musica Viva». Старинная опера неаполитанца Николы Порпоры «Германик в Германии» прозвучит в трактовке «Капеллы Краковенсис» с «ангельским голосом» Юлии Лежневой, «золотым сопрано Башкирии» Диляры Идрисовой и знаменитым контратенором Максом Эмануэлем Ценчичем. И, конечно, в КЗЧ ждут VI  Международный фестиваль актуальной музыки «Другое пространство» под руководством Владимира Юровского.


ДРАМА

Московскому Художественному театру исполнится 120 лет. Еще одна важная дата — ​полуторавековой юбилей со дня рождения Максима Горького. Памяти драматурга посвятят вечер-спектакль режиссера Виктора Рыжакова по пьесе Михаила Дурненкова. На Основной сцене запланировано две премьеры: «Три сестры» Константина Богомолова и «Человек из рыбы» по пьесе Аси Волошиной в постановке Юрия Бутусова. Марина Брусникина на Малой сцене выпустит спектакль по пьесе Юлии Тупикиной «Офелия боится воды». Лабораторные опыты разных режиссеров по текстам 1920–30-х годов объединили в проект «После революции».

Откликнулся на горьковский юбилей Театр имени Пушкина. Спектакль «Горький. Дно. Высоцкий» в постановке Бориса Дьяченко срифмовал пьесу «На дне» с песнями Владимира Высоцкого и приурочил премьеру ко дню рождения поэта, композитора, музыканта. В Филиале репетируется смешная и пугающая история о студентке ПТУ и ее роковой роли в жизни преподавателя философии. Пьеса написана молодым драматургом Андреем Ивановым год назад, ставит спектакль петербуржец Семен Серзин, чье имя «открыл» проект «Режиссерская лаборатория», созданный на базе Пушкинского.

Малый театр держит свои планы втайне. Известно, что премьер будет пять. Отметит коллектив 70-летие Владимира Носика и 90-летие Элины Быстрицкой. Ближе к лету пройдет фестиваль «Островский в Доме Островского», где поучаствуют театры из России и ближнего зарубежья со спектаклями по пьесам великого драматурга.

Вахтанговский объявил о новом кинопоказе: экранную версию «Дяди Вани» Римаса Туминаса увидят зрители США и Великобритании. Внимательный к классике режиссер Александр Коручеков выпускает «Горячее сердце» Островского с Евгением Князевым, Сергеем Маковецким, Ольгой Тумайкиной.

Театр имени Маяковского откроет год грандиозным празднованием 100-летия выдающегося режиссера Андрея Гончарова. 15 января в «Маяковке», ГИТИСе, а также в Театре на Малой Бронной в рамках мини-феста «Гончаров — ​100» в режиме нон-стоп пройдут встречи, мастер-классы, круглые столы с участием тех, кто был знаком и работал с Андреем Александровичем. Помимо разнообразных акций в помещениях «Маяковки» Основная сцена превратится в открытый кинозал. У всех желающих будет возможность увидеть кадры кинохроники с откровениями Мастера и фрагментами его неистовых темпераментных репетиций.

Над российской премьерой сатирической пьесы «Сказки венского леса» Эдена фон Хорвата трудится Никита Кобелев, один из самых успешных режиссеров молодого поколения. Страсть, охватившая дочь владельца магазина игрушек к альфонсу и игроку перед Второй мировой войной, вспыхнет на Сцене на Сретенке под нежные вальсы Иоганна Штрауса. В главных ролях замечательные Анастасия Дьячук и Вячеслав Ковалев, запомнившиеся по спектаклю «Изгнание». На Основной сцене Анатолий Шульев представит версию «Дон Жуана». Событием в театре справедливо считают 65-летие работы актрисы-легенды Галины Анисимовой.

Щедрым на юбилеи окажется год для «Ленкома» — ​отметят круглые даты Инна Чурикова, Александр Збруев, Юрий Колычев и сам Марк Захаров. Патриарх сцены репетирует «Фальстафа и его друга принца Уэльского» — ​фантазию на темы шекспировских комедий и трагедий. В главных ролях: Сергей Степанченко, Дмитрий Певцов, Александра Захарова.

«Современник» 1 октября вернется в родной дом на Чистых прудах. Пока же во временном пристанище — ​«Дворце на Яузе» — ​покажут три премьеры: молодежный музыкальный спектакль «Шагает солнце по бульварам», посвященный времени создания театра; «Не становись чужим» по «Возвращению домой» Гарольда Пинтера в постановке Сергея Газарова. Режиссер Егор Перегудов и художник Мария Трегубова поздравят с Международным женским днем всех зрительниц и их половинки «Свадьбой», составленной из текстов Чехова, Зощенко, Брехта, Ильфа и Петрова. Есть замысел выпустить новый спектакль с Валентином Гафтом и, конечно, отметить юбилей Галины Волчек.

Эстафету ремонта подхватил Театр Киноактера: труппа готовится к переезду с Поварской на Новозаводскую, в ДК имени Горбунова. Здесь коллектив под руководством Никиты Михалкова продолжит играть «Метаморфозы I: легкое дыхание», «Метаморфозы II: жены артистов», «Тину», «Воскресение», «Укрощение строптивой». Над ними работали известные режиссеры, композиторы, хореографы, художники: Сергей Землянский, Игорь Яцко, Александр Коручеков, Юрий Купер, Александр Адабашьян, Сергей Газаров, Вера Камышникова, Павел Акимкин, Петр Налич, Максим Обрезков, Рамуне Ходоркайте.

Театр на Таганке пригласил к сотрудничеству звезду Венской оперы, 30-летнего танцовщика и хореографа Андрея Кайдановского. На Основной сцене он осуществит амбициозную «Басню» по произведениям Лафонтена и Крылова — ​пластический опыт для драматических актеров.

Театр наций пригласил Дмитрия Крымова на постановку спектакля по «Запискам охотника» и «Муму» Тургенева, в главной роли Алексей Вертков из СТИ Женовача. В мае — ​первый показ «Игры» по пьесе Энтони Шеффера в режиссуре Явора Гырдева, в ролях — ​Александр Новин и Виктор Вержбицкий и «Утопия» Марата Гацалова по пьесе Михаила Дурненкова.

Студия театрального искусства Сергея Женовача приступает к чеховским «Трем сестрам», пьесу режиссер воспринимает как поэтическую, и в ней Москву — ​символом, а не географической точкой, куда вполне можно добраться. В первый весенний день труппа отметит 10-летие переезда в отреставрированный дом Станиславского.

В «Табакерке» под водительством режиссера Данила Чащина и художника Николая Симонова полным ходом репетирует пьесу Ясмины Реза «Разговоры после погребения». Александр Марин «колдует» над инсценировкой произведений Хармса. В Большом репетиционном зале на Сухаревке продолжатся творческие вечера с артистами. Первым в новом году станет Максим Матвеев — ​артист МХТ, которого «Табакерка» считает своим. 1 марта театр отметит свой 31-й день рождения.

От Ермоловского зрители ждут «Макбета» Шекспира: худрук Олег Меньшиков выступит в качестве режиссера-постановщика и исполнителя титульной роли. В честь 35-летия со дня премьеры фильма «Покровские ворота» на подмостках оживут легендарные герои картины. Проект «Кино на сцене» продолжит серия «читок» любимыми артистами любимых киносценариев.

«Все времена отражаются друг в друге», — ​доказывает руководитель Российского молодежного театра Алексей Бородин. Его спектакль «Последние дни» соединяет разных авторов, в числе которых Пушкин и Булгаков. В недавно открывшемся новом сценическом пространстве — ​Белой комнате, чьи интерьеры выдержаны в стиле «лофт», — ​покажут работу Олега Долина «Коновалов» по одноименному рассказу Максима Горького. Еще одна горьковская премьера «Карамора» в постановке Александра Хухлина пополнит репертуар Маленькой сцены.


ВЫСТАВКИ

Наступающий 2018-й объявлен перекрестным Годом культуры России и Японии. Главным выставочным событием обещает стать сентябрьский проект ГМИИ им. А.С. Пушкина «Изобразительное искусство эпохи Эдо»: зрителям покажут произведения XVII–XIX веков, некоторые из которых крайне редко покидают пределы Страны восходящего солнца. В марте публику порадуют экспозицией «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции»: работами из собрания Томаса и Дафны Каплан, чудом сумевших за последние 15 лет приобрести уникальные творения старых мастеров (в сентябре выставка переедет в Эрмитаж). В ноябре представят экспозицию «Пабло Пикассо. Ольга Хохлова», посвященную русской жене и музе знаменитого испанца.

Государственный Эрмитаж в феврале планирует рассказать об одном из главных японских праздников — «Хина мацури». В этот день в семьях, где есть девочки, устраивают выставки старинных кукол. В апреле в музее пройдет показ Ильи и Эмилии Кабаковых (в сентябре проект переедет в Третьяковскую галерею), а в ноябре зрители увидят сокровища восточной книжности из учрежденного 200 лет назад Азиатского музея (ныне — Института восточных рукописей РАН).

Государственная Третьяковская галерея в январе продемонстрирует портреты Карла Брюллова из петербургского частного собрания, а в марте устроит ретроспективу Василия Верещагина: знатоки смогут сравнить ее с проектом Русского музея, прогремевшим в уходящем году. В апреле публику ждут лучшие акварели Максимилиана Волошина, в июле — произведения скульптора-импрессиониста Павла Трубецкого. Особенно богатой на события окажется осень: персональные выставки Михаила Ларионова и Архипа Куинджи, а также экспозиция «Романовы. Семейный альбом», напоминающая о том, что в 2018-м отмечается скорбная дата — столетие убийства царской семьи.

Государственный Русский музей также посвятит две выставки нашим монархам: Екатерине Великой (в феврале) и Николаю I (в конце года). Весной устроят ретроспективу Кузьмы Петрова-Водкина: 250 произведений из музеев и частных собраний. Летом зрителей ждет проект, подготовленный к 200-летию закладки и 160-летию освящения Исаакиевского собора. Первоначально в оформлении храма участвовали такие гранды, как Карл Брюллов и Федор Бруни, однако уже в XIX веке их композиции заменили мозаиками других авторов. Благодаря ГРМ можно будет представить, как выглядел бы собор, если бы первоначальные росписи остались на месте. Кроме того, музей не обойдет вниманием одно из ключевых событий года — чемпионат мира по футболу: о спорте в произведениях отечественного искусства расскажет отдельная экспозиция.

В Мультимедиа Арт Музее в феврале презентуют новый календарь Pirelli, а в конце марта — выставку фотографа Ильи Вартаняна «Армения: время и люди». Кроме того, состоится и превратившаяся в прекрасную традицию Фотобиеннале. Музеи Кремля анонсировали два крупных проекта: «Династия Мин: сияние учености» (откроется в середине апреля) и ретроспективу, посвященную ювелирному искусству итальянского Дома BVLGARI.

В грядущем году отмечается и несколько знаковых юбилеев: 90-летие Валентина Сидорова, певца «тихой России», 85-летие Геннадия Мызникова, в чьих картинах отразилось влияние «сурового стиля», и 85-летие Алексея Шмаринова, автора тонких лиричных пейзажей. К чествованию в Российской академии художеств приурочат персональные выставки.


ЛИТЕРАТУРА

В2018 году — три больших литературных юбилея: 150-летие Максима Горького, 200-летие Ивана Тургенева и столетие Александра Солженицына. Годовщина Алексея Максимовича — одна из самых значимых, подготовка к ней ведется несколько лет. Необычный туристический проект разработал нижегородский Государственный музей Максима Горького — междугородний автобусный тур, позиционируемый как «путешествие по биографии», связывает знаковые места, разбросанные по разным городам: это музей детства «Домик Каширина» на Почтовом съезде, мемориальный музей-квартира на улице Семашко в Нижнем, подвал-пекарня Деренкова и пристань в Казани, место ссылки в Арзамасе и особняк Рябушинского в Москве. В день юбилея, 28 марта, будут проводиться театрализованные представления, фестивали, детские праздники. 28–29 марта в Нижнем пройдет Международная научная конференция «Горьковские чтения», в которой примут участие российские и зарубежные литературоведы, потомки Горького — Пешковы. К юбилею также отреставрируют и снабдят мемориальными досками фасады 23 домов, где в разные годы бывал и работал Горький.

Множество событий анонсировано к 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева, которое будет отмечаться 9 ноября. Издание юбилейной энциклопедии, памятных собраний и альбомов, учреждение памятной медали, которую будут присуждать за вклад в изучение и популяризацию творческого наследия. Орловский государственный университет запускает творческий конкурс «Родине поклонитесь», участие в котором могут принять все желающие, пишущие рассказы, очерки, эссе, стихи на темы красоты русской природы, патриотизма, смысла и сути человеческого бытия, гражданственности. К юбилею готовится и родовое имение Ивана Сергеевича, музей-заповедник «Спасское-Лутовиново». Будет отреставрирован усадебный дом, храм Спаса Преображения, также в планах — строительство выставочного центра с залами под открытое хранение и гостиничного центра. Культурно-просветительские мероприятия запланировали и за рубежом — Ассоциация друзей Тургенева в Баден-Бадене, Русская библиотека имени Тургенева в Париже, Европейский музей писателя в Буживале.

Широко отмечаться будет и 100-летие Александра Солженицына 11 декабря. На Тверской улице в Москве откроется мемориальная музей-квартира, на улице, названной в честь писателя, а между домами 11 и 13 установят памятник. Также музей появится в Рязани, где литератор прожил 12 лет. Всего в планах организационного комитета около 80 мероприятий, в том числе экранизация повести «Один день Ивана Денисовича».  

В 2018 году ожидаются яркие литературные премьеры. В «Редакции Елены Шубиной» («РЕШ») выходит вторая книга романа-пеплума Алексея Иванова — «Тобол». Хореограф с мировым именем Азарий Плисецкий опубликует мемуары «Жизнь в балете», посвященные артистическому клану Плисецких-Мессерер. Хочется надеяться, что до широкой публики дойдет и новая повесть Сергея Шаргунова «Правда и ложка» — в ней речь идет о событиях конца XVI века, Борисе Годунове, гибели царевича Дмитрия и «поминальном бунте», непосредственное отношение к которому имели предки писателя Русановы. Пока «Правда и ложка» существует только в журнальном варианте — выходила фрагментами в «Новом мире». Мистической историей Древней Руси (время действия — II век нашей эры) удивит автор «Патриота» Андрей Рубанов. Героями нового произведения писателя, чью прозу часто определяют как «поколенческую», станут русалки, упыри, оборотни и анчутки.

Открытием новых имен займется лауреат «Большой книги» и «Ясной Поляны» Роман Сенчин. Его независимый импринт, открытый на платформе Ridero, так и называется — «Выбор Сенчина». Задача — познакомить читателя с творчеством талантливых прозаиков, пока не вошедших «в обойму».


ШОУ-БИЗНЕС

В наступающем году нас ждет просто-таки феерический муз-бум. Давненько не было такого, чтобы в Россию на лихих собачьих упряжках (мы же в курсе, год какого представителя фауны грядет) устремилось столько великих артистов. Зима: Depeche Mode, Kraftwerk, Лара Фабиан; весна: Rasmus, Evanescence, Чик Кориа, Nickelback; лето: Franz Ferdinand, Ник Кейв, Gorillaz. К нам вернутся такие супербизоны от шоу-биза, как Оззи Осборн, Элис Купер, Роджер Уотерс, Джо Сатриани. Российский рок-н-ролльный год не имеет права именоваться таковым в полной мере без традиционного визита Deep Purple, мощнейшего камбэка (долгожданный приезд Guns N’ Roses сулит едва ли не главную интригу сезона), а также долгожданного шоу одного из наиболее почитаемых в нашей стране западных рок-персонажей: впервые к нам пожалует коллектив Rainbow, ведомый харизматичным Ричи Блэкмором. Что касается наших артистов, то в 2018-м исполнится 35 лет группе «Алиса», а ее лидеру Константину Кинчеву стукнет шестьдесят. Новый коллектив Вячеслава Бутусова, бывшего капитана «Наутилуса…» и «Ю-Питера», готовит к выпуску альбом. Интрига заключается в том, что имя проекта музыканты разглашать пока не торопятся. «Мы решили

обнародовать название коллектива в тот момент, когда дебютный диск будет готов», — комментирует Бутусов. Недавно выпустившая книгу «Тильда» лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина в конце января отправится в турне по городам России, а ее бывшая коллега Светлана Сурганова примет своеобразную гастрольную эстафету в начале марта.