Набоков сказал, что настоящий писатель — тот, чьи книги не столько читаешь, сколько видишь. Это принципиально, потому что, начиная с Пушкина, то есть — с того момента, когда наша литература приобрела абсолютно новые значение и звучание, смысл и красоту, приблизившись к живому языку, она очень быстро заняла огромнейшее место в русской жизни и в русской культуре.
Один из давних, абсолютно ложных стереотипов убеждает неокрепшие умы в том, что литература в России начала по-настоящему развиваться очень поздно — с XVIII, а то и с XIX века. И произошло это, дескать, исключительно под влиянием западной культуры. Несостоятельность подобных взглядов доказать легко. Ведь что есть литература? Непременное производное от письменности, не так ли?
Годы государственной деятельности Александра III приходятся на эпоху, давшую России самое большое за всю ее историю число квалифицированных «инженеров человеческих душ». Природу этого парадокса на примере трех наиболее выдающихся писателей Отечества, а главное, на основании документальных свидетельств разбирает Юлия КУДРИНА, крупнейший специалист по историографии правления Александра III.
Русская философия — за пределами философии. Возникает как литература. Такое возникновение в некотором смысле нелепо. Родоначальники — Чаадаев и славянофилы — этого не замечали, поскольку сделали предметом своих размышлений не бытие, но мысль о России. То есть первым предметом русской философии оказались мы сами, а первой мыслью — идея о том, что у всякого народа есть родина, и только у нас — Росси ...
О теории Эдварда Нортона Лоренца, более известной под названием «эффект бабочки», многие из нас узнали благодаря целому ряду популярных фантастических кинолент, в основном западных. Суть примерно в следующем: бабочка где-то в Бразилии крылышками махнула, взмах породил длинную цепь количественно и качественно нарастающих природных метаморфоз, и вот уже могучий ураган сотрясает города и веси Техаса. ...