Свой взгляд на события столетней давности я стараюсь выразить в документально-публицистическом кино. Эти фильмы повествуют в основном о соотечественниках, которые после революции были вынуждены эмигрировать и остаться до конца дней на чужбине, — о воинах Белого движения, цвете интеллигенции, — тех, для кого жизнь была радикально и безжалостно поделена на «до» и «после».
Многие ли в феврале-марте 1917-го могли предположить, что итогом революционных бурь-потрясений станет победа большевиков? Нет, тогда это казалось абсурдом. До пресловутого Февраля самой влиятельной из радикальных группировок считался Прогрессивный блок в составе кадетов, октябристов, земцев. Заговорщики из упомянутого блока захватили управление Россией, поделили меж собой министерские посты. Правд ...
В Петрограде на большевистский переворот понадобились пара дней и минимум усилий. В Москве же все было иначе: обнаружились те, кто рискнул поспорить с неизбежным, сопротивлялся отчаянно, хотя и без надежды на успех. Позабытые впоследствии юнкера, кадеты, гимназисты, молодые офицеры, волей судеб оказавшиеся в тот момент в Белокаменной, явно заслуживают того, чтобы вспомнить о них отдельно.
В год столетия октябрьского переворота артефакты, непосредственно с ним связанные, вызывают совершенно особый интерес. И закономерно, что одну из своих ключевых экспозиций Государственный центральный музей современной истории России (ГЦМСИР) посвятил событиям, «которые потрясли мир». Революционные эксцессы, Гражданская война, расстрел царской семьи, террор, голод, репрессии, разрушение храмов и уб ...
Октябрь 1917-го коренным образом изменил не только общественно-политическую реальность страны. Его дыхание в полной мере ощутило и изобразительное искусство. Расцвет авангарда, зарождение конструктивизма обычно связывают с историческим переломом, случившимся сто лет назад. Однако в ту мятежную эпоху сосуществовало множество разнонаправленных художественных течений.