Архиепископ Феодосий: «Однополые «браки» говорят о близости Антихриста»

Исраэль ШАМИР, Иерусалим

30.01.2014

Кто представляет себе араба-палестинца истым мусульманином в куфие, как у Арафата, да еще и с «Калашниковым» за плечами, наверное, удивится, встретив владыку Феодосия — архиепископа Севастийского Иерусалимской православной церкви. 

Дородный, темноволосый, синеглазый, с густой седой бородой и доброжелательной улыбкой — точь-в-точь батюшка из какого-нибудь солидного отечественного прихода. Владыка всегда рад гостям и паломникам из России. Мы беседовали с ним в Иерусалиме — на иврите.

культура: Когда возникла ваша церковь, владыка?
Феодосий: Нашу церковь основал сам Господь Иисус Христос. Другие сестринские церкви были основаны апостолами, но нашу церковь основал сам Господь. Он сам крестил наших предков, и по сей день остались деревни, которые хранят свет христианства с тех времен. К числу древних христиан относится и моя семья. 

культура: Но палестинцы ведь в основном мусульмане?
Феодосий: Да, после исламского завоевания палестинцы стали постепенно переходить в ислам. Многие сделали это только в XVIII веке, и тогда ислам стал религией большинства нашего народа. Но еще в начале XX века православные христиане составляли 20 процентов населения. Сейчас — меньше. В ислам переходить перестали, но многие эмигрируют в США, Канаду, Южную Америку. Нелегко жить христианам: с одной стороны — давление еврейского государства, с другой — новый исламский фундаментализм. Мы оказались между молотом и наковальней. Хотя, конечно, мы такие же палестинцы, как и мусульмане, у нас один язык, одна культура.

культура: У Вас греческое, православное имя…
Феодосий: Палестинцы зовут меня по-арабски Аталла Ханна, как меня звали с рождения до принятия сана. Я родился и вырос в деревне Рами, в Галилее, на севере Израиля, в семье с глубокими и древними православными корнями. В моем роду много священников, но родители были обыкновенными мирянами.

культура: Много ли палестинцев-епископов в вашей церкви?
Феодосий: Долгое время я был единственным, все остальные — греки. В этом году хиротонировали еще одного, из Иордании. В Палестине я один. Хотя миряне — все палестинцы, а низовые священники — почти все. Жаль, что греки относятся к нам настороженно и не пускают нас в синод.

культура: В моих встречах с православными мирянами в Палестине и Израиле я часто слышал нелицеприятные отзывы о патриархе Иерусалимском и всея Палестины Феофиле Третьем и епископах, которые не заботятся о пастве и даже продают церковную землю еврейским бизнесменам. Все чаще миряне выводят церковные земли из-под власти патриархии во власть общин — «пока греки не продали все евреям», как они говорят.
Феодосий: Есть такая проблема. Предыдущего патриарха сместили за продажу земель. Видимо, нужно больше епископов-палестинцев, чтобы возвратить доверие мирян.

культура:  Вы всегда с надеждой расспрашиваете меня о положении церкви на Руси, о настроениях в Москве. Что могла бы сейчас сделать Россия и Русская православная церковь в Палестине и на Ближнем Востоке?
Феодосий: Я поддерживал внешнюю политику России по Сирии и по Палестине. Россия показала себя как подлинная заступница христиан, которые страшно страдали и страдают в Сирии. После того как Россия дипломатическими усилиями сумела остановить американцев, Путин и Лавров стали пользоваться в арабском мире огромным уважением. Все смотрят Russia Today по-арабски. Сейчас сложилась удобная ситуация для проникновения российской «мягкой силы» — создания духовных миссий, культурных и деловых центров, расширились контакты с арабами во всех сферах. Так было, кстати, раньше, во времена Советского Союза. Мы, христиане, хотим расширения русского влияния на Ближнем Востоке.

культура: Как справляются с этой задачей русские дипломатические миссии?
Феодосий: По-разному. Например, посол России в Ливане Александр Засыпкин превосходно говорит по-арабски, часто выступает по телевидению — неудивительно, что он пользуется здесь популярностью. А если иной дипломат мало того, что сам в церковь не ходит, с православными палестинцами не встречается, так еще и своим сотрудникам запрещает это делать, то такая линия не совсем понятна. Ведь в прошлом православные палестинцы служили опорой еще императорской России на Ближнем Востоке. Когда появился Советский Союз — они пошли в компартию. Сейчас связь с компартией ослабла, но пророссийская ориентация уцелела.

культура: Что Вы думаете о терактах в России?
Феодосий: За ними стоит Саудовская Аравия, которая своими немереными деньгами, которые получает от продажи нефти, сеет семена исламского экстремизма — не только в России. По всему миру саудовцы строят мечети, но в своей стране не разрешают построить ни одной церкви. И в Палестине, и в Сирии, а теперь и в России саудовские деньги творят зло... 

культура: Что же можно с этим сделать? Среди арабских политиков и журналистов живет такая идея: «обезсаудить» Аравию. Сместить с трона саудовскую династию и разбить страну на отдельные провинции. Хиджаз с его священными городами Меккой и Мединой передать его законным правителям, потомкам пророка Мухаммеда, королям Хашимитской династии. Они сотни лет правили Хиджазом, пока англичане не прогнали их, дав им Иорданию в качестве утешения...  

Феодосий:  Король Иордании Абдалла II был бы неплохим правителем в западной части Аравии, которая примыкает к Иордании. Он приходил на рождественскую службу в церковь, посылал поздравления христианам. Старается быть королем для всех своих подданных. Восточные провинции могли бы сами определить свою политическую судьбу. 

культура: Какой выход Вы видите из палестино-израильского конфликта?
Феодосий: Мир необходим, нельзя вечно воевать. Но у идеи создания двух государств, еврейского и палестинского, в современном мире шансов уже нет. При Арафате были, а сейчас нет. Сегодня надо создавать единое демократическое государство для всех жителей Святой земли: иудеев, христиан, мусульман. С единым парламентом, правительством, главой государства. Если не создать единое демократическое светское государство, то к власти придут, с одной стороны, иудейские, с другой — мусульманские фанатики.

культура: Про Вас можно сказать: один в поле воин. Почему не складываются отношения в патриархии? Вы — единственный архиепископ — не член синода…
Феодосий: Возможно, потому, что народ мне доверяет, а это вызывает ревность у других священнослужителей. Евреям представители патриархии говорят, что Феодосий — палестинский националист и враг Израиля, а арабам, что Феодосий — израильский гражданин и дружит с евреями. Так что мне не позавидуешь.

На самом деле я уроженец и гражданин Израиля, путешествую с израильским паспортом. Но за то, что я призываю соблюдать права палестинцев, израильские спецслужбы считают меня врагом Израиля. А какой я враг? Со мной встречаются люди из «Нетурей Карта», глубоко верующие ортодоксальные евреи, живущие издавна в Иерусалиме. Это самые правоверные иудеи, каких только можно найти — и они часто меня навещают.

культура: В кругах русских православных зачастую слышишь о приходе Антихриста, а затем — и о Втором пришествии. Считаете ли Вы, что настало время Антихриста? 
Феодосий: Непростой вопрос... Конечно, так предсказано, но времени исполнения пророчеств никто не ведает. Лучше об этом не задумываться, а усердно посещать церковь и стараться не грешить. Признак близости Антихриста есть — это однополые браки. В Иерусалиме и раньше бывали гомосексуалисты, но они скрывали свой грех. Сейчас они им гордятся, а это возмутительно.