С граммофоном рай и в шалаше

Анна ЧУЖКОВА

21.05.2013

Спектаклем внука Чарли Чаплина открылся XI фестиваль имени А.П. Чехова.

Семья Тьере-Чаплин — частые гости нашего главного театрального марафона. В этом году они порадуют московских зрителей сразу двумя спектаклями. В июне Аурелия Тьере покажет, что такое «Шепот стен», а «Рауль», поставленный ее братом, уже открыл мировую серию фестиваля.

Знакомьтесь: Джеймс Тьере, работает волшебником. А как иначе назвать поэта, танцора, режиссера, мима и фокусника в одном лице? Хотя сам актер именует себя просто циркачом. Правнук Юджина О’Нила, внук Чарли Чаплина и сын основателей «Невидимого цирка» — у Джеймса Тьере игра в крови. Его последняя работа — наглядное тому доказательство. Здесь есть и фокусы, и чудеса акробатики, и главный трюк — умение как следует дурачиться. Комику удается почти невозможное — заставить взрослого и почтенного зрителя полюбить цирк.

Ни слов, ни сюжета: французский моноспектакль — это полуторачасовая пластическая фантазия на тему одиночества, свободы и страха. Но серьезные вопросы от клоуна кажутся простыми и совсем не скучными. То ли дикарь, то ли Робинзон, очутившийся на необитаемом острове. Французская пресса и вовсе окрестила Рауля шизофреником. Воображение одетого в лохмотья бродяги окутало сцену видавшими виды штопаными парусами, чтобы унести нас в неведомый мир. А подвешенные на рее прожекторы освещают сны и мечты затворника. С граммофоном и книжкой чудак заперся в уютном пыльном шалаше с красными портьерами. В гости к нему заходят морские чудища, гигантская жестяная креветка, птеродактиль и слон. Весь этот диковинный «бестиарий» из огромных кукол создала мать актера, Виктория Чаплин. Рауль со своими демонами то борется, то заводит нежную дружбу, но самым пугающим фантомом является собственный двойник — решительный и чуточку сердитый. Второе «я» бесцеремонно врывается в уютный «вигвам» и заставляет домоседа выйти навстречу неизведанной, полной чудес поющей вселенной. Это первая сольная работа Джеймса Тьере, но поверить, что роль исполняет один актер, почти невозможно — настолько изобретательны фокусы с появлениями и исчезновениями.

В сказочном мире можно подраться с музыкой или с самим собой, приручить радиоволну и станцевать с медузой. На необитаемом острове есть тысяча способов развлечь себя, а заодно и зрителя: читать книгу через бинокль, скакать аллюром, играть на скрипке или воспарить над восхищенным залом, касаясь рукой задранных голов.

Маленькие этюды складываются в трогательную, потрясающую масштабом картину человеческой чувственности. Все предметы, попавшие на сцену, становятся волшебными, а привычные законы физики перестают действовать — границ для игры и фантазии Рауля не существует. Рассказать о спектакле Джеймса Тьере — все равно, что протанцевать теорию относительности или спеть картины Магритта. Постановка, открывшая Чеховский фестиваль, — это сюрреалистическая пантомима под музыку, шум и, конечно, аплодисменты.


«Рауль»

В рамках фестиваля им. А.П. Чехова

на сцене Театра им. Моссовета

Постановка, сценография и исполнение: Джеймс Тьере

Костюмы: Виктория Тьере-Чаплин