07.02.2014
Художник, известный своей работоспособностью, заполнил четыре этажа музея свежими работами. В отличие от монументальных скульптур его живописные произведения — более личные. Нью-Йорк — беспокойный и куда-то бегущий, позволяющий ощутить одиночество в толпе. Картины, написанные там, решены в холодных тонах («Зеленые влюбленные», 2012). В городском шуме можно услышать печальную ноту: именно в «Большом яблоке» сделаны несколько работ из серии «Цирк», которая у Церетели абсолютно лишена веселья и карнавальности. Недаром его любимый персонаж, давший название отдельному циклу картин, печальный комик Чарли Чаплин.
Париж — уже другой, более чувственный и кабареточный («Зи-Зи», 2013). Хотя, как и в остальных сериях, прямые привязки к географии в картинах Церетели почти не встречаются. Наоборот — художник нередко создает образы, которые не принадлежат определенному контексту («Обрыбился», 2013). И столицу можно угадать лишь по настроению.
И, наконец, Москва. Город, давший Церетели много — здесь он состоялся профессионально, открыл несколько музеев, возглавил Российскую академию художеств. Москва, незримо присутствующая на картинах, агрессивная, почти кричащая — благодаря ярко-красному фону («Пигмалион», 2013). Город, лишенный сантиментов и полный соблазнов («Спасибо», 2013), выжить в котором трудно. Впрочем, к российской столице художник питает симпатию, понятную каждому, кто хоть раз окунался в ее ритм.
Три разных города — три разных настроения.