23.06.2016
культура: Каковы тенденции 38-го ММКФ?
Разлогов: Прежде всего, диалог поколений. В Основном конкурсе участвуют радикально обновившие киноязык патриархи кинематографа и самобытные дебютанты: 84-летние классики, польский режиссер Януш Маевский («Эксцентрики») и бразилец Руй Герра («Память забвения»), будут состязаться с «новой кровью» — костариканцем Габриэлем Эскаланте («Голос вещей»), корейцем Ким Чжон Кваном («Худшая из женщин») и датской актрисой и режиссером Пук Грастен («37» — первая картина из США, добравшаяся до нашего конкурса за многие годы).
Россию представляет мистическая психодрама Николая Досталя «Монах и бес». Символично и логично, что 30 июня ММКФ завершится премьерой комедии неутомимого 80-летнего экспериментатора Вуди Аллена «Светская жизнь». Определиться с фаворитами жюри будет непросто — под председательством болгарского режиссера, нашего прошлогоднего лауреата Ивайло Христова, судьбу «Георгиев» решат Ульрике Оттингер (работающая на стыке кино, театра и видеоарта), актриса Виктория Исакова, директор МКФ «Евразия», казахский мастер Рашид Нугманов и старший сын знаменитого Раджа Капура — актер, режиссер и продюсер Рандхир Капур.
культура: Поражает эпический масштаб премьер.
Разлогов: В течение четырех дней Оттингер покажет свою двенадцатичасовую картину «Тень Шамиссо», пройдет по стопам легендарного исследователя американского и Русского Севера и Дальнего Востока. Камертоном моей программы «Секс. Еда. Культура. Смерть» станет восьмичасовая фреска филиппинца Лава Диаса «Колыбельная печальной тайне». Карлос Саура порадует панорамой своих музыкальных и танцевальных лент. Хорошо знакомого нам грузина — аксакала Кахи Кавсадзе — увидим в миротворческой трагикомедии «Тэли и Толи». О нелегкой жизни Армении эпохи перемен повествует фильм Давида Сафаряна «28:94 Местное время». Эта летопись рождалась более двадцати лет.
Новый взгляд на становление казахской государственности демонстрирует «Дорога к матери» Акана Сатаева, включенная в программу «Спектр». Там же Белоруссию представит озорная народная комедия Влады Сеньковой «Граф в апельсинах».
Из лент, участвовавших в Каннском фестивале, нас ждут «Стоять прямо» Алена Гироди, «Неизвестная» братьев Дарденн, «Аттестат зрелости» Кристиана Мунджиу, «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, изощренный трагифарс Марен Аде «Тони Эрдманн», ироничная комедия «Парк» Дамьена Манивеля (во время просмотра этого фильма запрещается ВЫКЛЮЧАТЬ мобильные телефоны).
культура: Главные ретроспективы?
Разлогов: Особенно горжусь программой «Открытие: Кино бурлящего Арабского Востока». До нас подобной коллекцией мог похвастаться только нью-йоркский Музей современного искусства. Это противоречивые и полемичные картины, предлагающие амбивалентный взгляд на новейшую историю региона. «Атака» ливанца Зиада Дуэри — семейная драма и, одновременно, история террориста-смертника, не злодея, а, скорее, жертвы. Экранизация нашумевшей книги — «Меня зовут Нуджум, мне 10 лет и я разведена» — расскажет об отважной йеменской девочке, отстоявшей свободу в исламском суде. Фильмы, исследующие разные аспекты конфликтов, обозначают, каким образом можно достичь взаимопонимания или потерять его. Искусство порой способно помочь там, где политики бессильны.
Поэтому так важны для нас рубрики зрительского кино. Прежде всего это ретроспектива, приуроченная к 120-летию легендарной парижской студии «Гомон». Публика увидит полные восстановленные версии «Французского канкана» Жана Ренуара и старого-доброго «Высокого блондина в черном ботинке», ранние шедевры Анри-Жоржа Клузо («Убийца живет в номере 21») и Жан-Пьера Мельвиля («Молчание моря»). В рамках программы китайских фильмов Киностудии Сиань будут представлены хиты Поднебесной — детективы и мелодрамы.
Популярного кино немало и в других секциях. Например, бурлескную и хулиганскую «Убойный огонек» Алекса де ла Иглесиа покажет «8 1/2 фильмов». Сексуальность правит бал в итальянской политической ленте «Порно и свобода» с Чиччолиной и фильме-балете Давиде Феррарио «Sexxx». «Тяжела ты, шапка Мономаха» — так можно определить тему исторической картины «Садо» (известной также под названием «Трон») в ретроспективе очень неровного, но умеющего удивлять корейского режиссера Ли Чжун Ика. Среди «Фильмов, которых здесь не было» продемонстрируют мистическую притчу старейшины смотра, 87-летнего Алехандро Ходоровски «Бесконечная поэзия».
культура: Программа этого года отражает палитру мирового кинематографа, переживающего не лучшие времена?
Разлогов: Да, большой экран оказался заложником изменяющейся медиасреды. Еще с 90-х первую скрипку стали играть крупные телесериалы и фестивальное кино начало превращаться в искусство для эстетов. Человеческие истории, реакции на злобу дня уже захвачены ТВ. С другой стороны, есть YouTube и огромный поток короткометражных лент в интернете, функционирующий по своим законам видеоарт... Разделение кино на аттракционно-анимационный entertainment и арт-хаус не вечно, хотя я не исключаю, что и в программе ММКФ, как уже происходит на ряде других фестивалей, появится секция фильмов, снятых на мобильные устройства. А пока за злободневный контекст отвечают документальные картины, представленные как в конкурсной неигровой программе, так и в рубрике «Свободная мысль».
Верю, что ММКФ с честью переживет смутные для большого кино годы. Боюсь лишь, что не доживу до открытия фестивального дворца. Хотя есть очевидное решение — возвести многофункциональный конгресс-центр, включающий основную площадку не только для нашего смотра, но и для других важнейших культурных событий.
— Женский кинематограф переживает ренессанс с десятых годов ХХI века. В европейской индустрии прекрасный пол уже получил около 30 процентов, в США — пока — около девяти. Но, хотя голливудский пример Кэтрин Бигелоу остается исключением из правил, количество ярких женских дебютов растет по экспоненте.
В этом нет ничего удивительного. Завоевывая «сугубо мужские сферы», женщины задумываются о творческой самореализации и, демонстрируя сплоченность, объединяются в профессиональные и неформальные институции, продвигающие фильмы по всему миру.
В 2012-м году британский режиссер Андреа Арнольд обвинила каннских отборщиков в сексизме, и ее поддержали около тысячи коллег. Скандал замять не удалось. Фраза «Мужчины любят в женщинах глубину, но лишь тогда, когда она представлена в их декольте» облетела все ведущие мировые СМИ, и два года спустя возмутительница спокойствия возглавила жюри конкурса «Неделя критики», а ее коллеги — Наоми Кавасе и Алиса Рорвахер — приняли участие в борьбе за «Золотую пальмовую ветвь».
Россия также не осталась в стороне от «женского взрыва». В 2014-м Валерия Гай Германика удостоилась режиссерского «Георгия», Анна Меликян была признана лучшей на «Кинотавре», а в этом году получила «Золотого орла». Активно осваивая артхаусную территорию (тонкий психологизм, иносказание и повседневность, чуткость к деталям), женщины все увереннее чувствуют себя в авторских полижанровых картинах, открывают новые горизонты мирового кинематографа.
Моя ретроспектива включает американские премьеры, два восточноевропейских дебюта и психоаналитическую итальянскую мелодраму Лауры Моранте «В одиночестве». Визитной карточкой Ребекки Миллер служит остроумная экранизация знаменитого романа «Частная жизнь Пиппы Ли». В этом году Миллер подарила нам новый хит — лирическую комедию «План Мэгги» с Гретой Гервиг, Джулианной Мур и Итаном Хоуком.
Элизабет Вуд, названная журналом Variety в числе наиболее многообещающих дебютантов, прислала в Москву авантюрную лав-стори «Белая девушка».
Недавно покорившая Санденс полька Агнешка Смочиньска украсит фестиваль ретромюзиклом «Соблазн» — вольной трактовкой «Русалочки» Андерсена. Румынский режиссер Анка М. Лэзэреску представит зрителям историю семьи, пустившейся в автопробег по неспокойной Европе 1968 года («Путешествие с отцом»).
Участник конкурса документального кино Михаил БАРЫНИН:
— Три года назад, окончив ВГИК, я почувствовал себя маргиналом — все попытки получить государственное финансирование проектов оборачивались провалом. Выручило сарафанное радио. Посмотрев мой учебный фильм «Тува. Свободные люди», созданный по заказу Русского географического общества, на меня вышел человек, не имеющий прямого отношения к миру кино. Бизнесмен Егор Макаров предложил снять картину, рассказывающую о природе и людях Республики Саха. Единственным пожеланием продюсера было участие в проекте якутских лошадей. Это особая порода, способная выживать при минус шестидесяти на подножном корму. К зиме кони отращивают жесткий мех, летом переходят в «модельную лигу». Казалось бы, о такой «съемочной группе» можно только мечтать, но работать над фильмом в формате канала National Geographic категорически не хотелось — кино без героя для меня не существует. Макаров согласился помочь его найти, что было совсем не трудно — на всю Якутию остались считанные единицы коневодов.
Получая всего пять тысяч рублей в месяц, они справляются, как умеют, — в профессии остаются лишь те, для кого она призвание. Превратить лошадиное ремесло в бизнес практически невозможно — девять месяцев пастухи кочуют между сезонными стоянками, летниками и зимниками, опекая сотни голов скота, поделенного на небольшие табуны (якутские жеребцы к своим лошадкам друг друга не подпускают).
Нам повезло познакомиться с потомственным коневодом Сергеем Лукиным — мастером своего дела, удачливым охотником и тренером наездников, выигрывающих скачки в улусах. В течение года мы несколько раз — неделями — кочевали с табунами. Люди, существующие в дикой природе, зависят лишь от плодов собственного труда. Это закаляет характер: ежедневно они вынуждены проверять и себя, и наемных работников. Любой некрепко вбитый гвоздь может обернуться катастрофой. Сергей стал для меня настоящим учителем жизни: закончив фильм, я отметил, что начал оценивать качество повседневных дел и поступков.
Пока мы снимали «24 снега», для Лукина наступили трудные времена. Вернувшись из армии, единственный сын заявил, что больше не хочет так жить и переезжает в город. Не за горами старость, и вдруг Лукин понимает: оказывается, ремесло пастуха прервется на нем. На что же была дана ему завещанная отцами честно прожитая жизнь?
Очень надеюсь, что наш абсолютно независимый, снятый вопреки всем правилам и канонам, фильм-портрет о трудной судьбе человека поможет герою найти ученика, духовно близкого и достойного наследника.