Работа шла два года. Бюджет «Фауста» составил более 9 миллионов долларов — это самый крупномасштабный проект Сокурова. В съемочную группу входили представители 38 стран. Снимал картину французский оператор Брюно Дельбоннель («Амели», «Гарри Поттер и Принц-полукровка»).
Для Александра Сокурова Фауст — не мифологическое существо, а живой человек из плоти и крови. В переводе с немецкого его имя означает «кулак». Немецкий язык, на котором Гёте написал свой нетленный труд, был обязательным для Сокурова, и его сохранили, отказавшись от дубляжа. Звучит лишь закадровый голос самого режиссера.
Речь изначально не шла о классической экранизации «Фауста». Сценарист Юрий Арабов сделал весьма смелое переложение текста Гёте. Сокуров утверждает, что роль соблазнителя в лице Мефистофеля чрезвычайно преувеличена. Нельзя такую глупую силу считать противником. Проблема, по Сокурову, не в том, что человек слаб, а в том, что, будучи сильным существом, способен слишком на многое. Степень нашего падения неизведанна, и со временем мы становимся подлее.
Главную роль отдали немецкому театральному актеру Йоханнесу Цайлеру, это его дебют в кино. Мефистофеля весьма карикатурно сыграл наш бывший соотечественник, артист и режиссер пластической драмы Антон Адасинский, иногда напоминающий на экране гомункулуса с искусственной плотью. «Фауст» — непростое зрелище, требующее внутренней подготовки и даже закалки, рождающее немало вопросов к авторам проекта.
Мы поинтересовались у Александра Сокурова прокатными перспективами «Фауста». Режиссер ответил: «Крайне тяжело пробиться в российский прокат. Много времени и сил тратит на это Андрей Щетинин, который когда-то сыграл роль Отца в моем фильме «Отец и сын». Он пытается организовать по стране серию губернаторских показов, чтобы «Фауста» хотя бы по одному разу увидели в разных городах и областях. Не всегда нам идут навстречу и оказывают поддержку на местах. Мы уже привыкли слышать, что это некоммерческий продукт и зрители не будут его смотреть. То есть заранее за других кто-то решает. Но это не так. Найдется немало людей, которым будет интересно увидеть «Фауста». Мы имеем дело с элементарным нежеланием взять на себя бремя заботы по продвижению серьезного киноматериала. Я побывал в декабре на берлинской премьере «Фауста». А в середине января он вышел в прокат в 50 немецких городах. В Италии его приняли. Европейский и мировой прокат будет, а в России все проблематично. Надо создавать альтернативную систему проката».