05.10.2013
Его корни — из России. Знаменитый французский контратенор рассказывает семейную легенду, как его прадед бежал из России после Октябрьской революции. На французской границе на вопрос солдата по поводу имени, ответил: «Я русский». Так его и записали, породив необычную фамилию.
Тема искусства кастратов, столь ярко прозвучавшая в мартовском концерте Чечилии Бартоли, нашла продолжение в программе «Фаринелли» Филиппа Жарусски. Упоминание рядом этих вокальных имен неслучайно. Итальянка пригласила француза в партнеры для участия в записи диска «Mission», и «они сошлись, волна и камень…» Экстраординарным эмоциям Бартоли Жарусски противопоставил гармонию высшего порядка. Нет, Филипп вовсе не ледышка, умеет использовать свое «мальчишеское» обаяние, и зал рыдает от восторга столь же яростно и безотказно, что и на концертах Чечилии. Но его искусство зиждется на иных основаниях. Он не играет своих героев, чужд какой-либо театрализации: боль, радость, восторг изливаются через безупречную пластику голоса, подкупающего искренностью и естественностью эмоций.
Наследие кастратов, секреты их певческого мастерства в последнее время все больше манят современных певцов. Жарусски попытался исследовать утраченную технику, обратившись к сочинениям Николы Порпоры, учителя легендарного кастрата Фаринелли. Гремевший некогда по всей Европе, соперничавший с Генделем на ниве оперных антреприз в Лондоне, Порпора в 1768 году умер в нищете. Слушая теперь его арии из опер «Орфей», «Ифигения в Авлиде», «Полифем», великолепные образчики музыки галантного стиля, невольно задумываешься, как беспощадно забвение и сколь важна миссия артиста, воскрешающего эту красоту. Музыка Порпоры вернулась к нам во всем великолепии не только благодаря чарующему исполнению французского гостя, но и участию Венецианского барочного оркестра под управлением Андреа Маркона. В аккомпанементах венецианцы окутали Жарусски в тончайшую звуковую пелерину, но, не довольствуясь ролью «подтанцовки», музыканты завоевали расположение зала фонтанирующей энергетикой и драйвом в сольных номерах, особенно в «Фолии» Джеминиани.
Эти гастроли стали блестящим открытием не только сезона в Светлановском зале ММДМ, но и абонемента «Магия барокко», куда приглашены ансамбли «Le Poeme Harmonique» (Франция) и «Cantus Colln» (Германия).