Калашников Всея Руси

Евгений СЯМИН

08.11.2012

10 ноября 2012 года легендарному русскому конструктору Михаилу Калашникову исполнилось 93 года. Для всех русских людей он уже давно перестал быть только лишь оружейником. Калашников — гордость нашей страны, ведь с его именем давно связывают безотказность русского оружия. Более того, в какой-то степени Михаил Тимофеевич символизирует собой весь народ. Ведь для многих за пределами нашей страны «Калашников» — это Россия.

Звучит парадоксально, но вся жизнь Михаила Калашникова — свидетельство того, что оружие, которое он создал, задумывалось не для войны, а для мира. Стремление всей его жизни — защитить Отечество от любой угрозы, и даже в свои девяносто с лишним он не успокоился, не перестал сражаться за будущее России. Так, относительно недавно Михаил Тимофеевич создал общественную организацию по патриотическому воспитанию молодежи.

«Каждый здравомыслящий человек понимает, что будущее страны — это ее молодежь, — рассказал Михаил Калашников накануне своего 92-го дня рождения участникам созданного им «Военно-спортивного Союза». — Но мы за последнее время абсолютно распустили подрастающее поколение и не уделяем должного внимания их воспитанию. Ох, как это скажется потом. Мы злых, бездушных людей вырастим».

Мне посчастливилось присутствовать на этой встрече. Калашников держался твердо и целеустремленно. «Какие девяносто два? Ему и шестидесяти не дашь», — слышались в зале негромкие перешептывания. «А секрет прост, — позже пояснил Калашников. — Поддерживать здравомыслие мне помогают книги, я не употреблял алкоголь и не курил, а физзарядку продолжаю делать до сих пор! Я не устал от жизни, и некоторые подростки в этом плане гораздо старше меня. Ведь я продолжаю работать и думать, а они уже в свои шестнадцать лет опускают руки».

Союз Калашникова объединил уже тысячи ребят со всех уголков России, приводя их в мир спорта. Но все-таки спорт — не самое главное.

«Наша задача — воспитывать молодежь в духе любви к старшему поколению, в духе любви к нашему прошлому. Я не боюсь этого слова — я сын того времени, я всю жизнь проработал на благо своего Отечества. Надо воспитывать истинных патриотов своего Отечества», — особо подчеркнул в ходе нашей беседы Михаил Тимофеевич.

Между тем, как это часто бывает, защитник Родины не раз бывал ею же и бит. Распад Советского Союза ударил знаменитого изобретателя, что называется, обухом по голове. Вот как вспоминал то время внук Михаила Калашникова Игорь Красновский: «Когда Союз рухнул, дед находился в оцепенении, он не понимал, что произошло. А потом перестроился и нашел себя... Сейчас он — вполне современный человек с консервативными взглядами. Джинсы носит, модную куртку. Книги читает только те, где мудрость жизни сложена. Лучше него в оружии никто не разбирается, это специалист экстра-класса. Потом ему просто необходима мозговая деятельность. Он часто говорил: «Конструкторы, как деревья, умирают стоя...»

Тяжело представить, как больно было наблюдать Михаилу Тимофеевичу за становлением новой, жадной до денег и беспринципной страны, а особенно за тем, как дельцы, пришедшие к власти в начале 90-х, распоряжаются его детищем. «Глубокую душевную боль вызывают у меня сообщения о применении «Калашниковых» на межах закавказских республик, в других регионах страны... Поразила меня и беспрецедентная утечка оружия в нашей стране… Вчитываюсь в заголовки наших газет: «Откуда взялись «Калашниковы»?, «Вам оружие? Нет проблем...», «Почем нынче автомат?» Вчитываюсь и размышляю: может, я живу уже на какой-то другой планете, в каком-то ином государстве, где под крики о покаянии за безвинно репрессированных и убиенных моих сограждан сделали оружие мерилом жизни и смерти, разменной монетой в межнациональных отношениях, панацеей от всех человеческих, экономических, политических болей и бед?» — писал Михаил Калашников в своей книге «Записки конструктора-оружейника».

Но вместе с этим легендарный автомат способствует и первоначальному замыслу его создателя — становлению мира. Как вспоминает сам конструктор, ему нередко приходят письма, в которых рассказывается о том, как автомат спасал жизнь многим людям: «Министр обороны Мозамбика рассказал мне, что они отвоевали свободу благодаря моему оружию. Вернувшись домой, многие солдаты дали своим сыновьям имя Калаш. Какой же конструктор не был бы счастлив услышать такие слова? Я хочу верить, что это оружие будет всегда стоять на страже мира, безопасности, чести и справедливости. И пусть каждый, кто возьмет в руки мой автомат, помнит старинную заповедь, которую чеканили на лезвиях мечей русских богатырей: без нужды не вынимай, без славы не вкладывай».

Увы, Россия постепенно забывает своего героя. На пятидесятилетие автомата Калашникова Борис Ельцин подарил конструктору именной пистолет — дешевую штамповку с наспех выполненной гравировкой. Как вспоминает сам Михаил Тимофеевич, это был «простой пистолет немного уменьшенного калибра, к тому же расшатанный, будто его уже использовал какой-то милиционер, а у него отобрали оружие, чтобы меня наградить».

Незадолго до этого, в 1996-м, было решено построить музей Калашникова, но стройка затянулась на долгих восемь лет. Как шутил в то время оружейник — если с каждого произведенного автомата собрать хотя бы по «пятачку», можно было бы достроить этот музей самому. Но даже после завершения строительства не обошлось без сюрпризов. Предполагаемый изначально как мемориальная квартира Михаила Тимофеевича, музей кардинально изменил статус, став государственным учреждением культуры. Все это произошло без всякого согласования с конструктором.

В 2005 году генеральный директор «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов обратился в письме к президенту Республики Удмуртия с предложением вернуть первоначальный статус музею и одновременно восстановить дом Михаила Калашникова в центре Ижевска, где оружейник трудился в 60-70-е годы прошлого века. Чемезов просил рассмотреть возможность «создания в Ижевске Дома-музея М.Т. Калашникова, в котором конструктор мог бы постоянно проживать и вести необходимую мемориально-патриотическую работу». Но воззвания крупного государственного чиновника остались неудовлетворенными — в 2008 году этот бесценный исторический объект, дом, в котором Калашников прожил без малого четверть века, был снесен.

В последние же годы имя Михаила Тимофеевича без всякого его согласия стали использовать в предвыборной агитации. Так, один самарский коммунист, однофамилец Калашникова, в преддверии выборов в областную думу создал коллаж, где он стоит рядом со знаменитым конструктором под надписью «Калашников — выбор миллионов». Михаил Тимофеевич в политических играх участвовать не намерен и к подобным жизненным перипетиям относится с присущей ему прямолинейностью: «Мне много раз поступали очень заманчивые предложения, от частных компаний, в том числе зарубежных. Сулили огромные деньги только за имя. Однако я всегда отказывал и буду отказывать. Никогда в своей жизни не работал на чей-то частный интерес, а только в интересах своей великой Родины — России — и никогда ей не изменю».

Однажды Михаилу Тимофеевичу предлагали поменять… веру. «Мне предложили принять ислам. Говорили, что Христос не простит мне моего оружейного ремесла, а для Аллаха я грешником не буду и в мусульманском мире стану святым при жизни. Конечно, пообещали устроить просто райскую жизнь на земле», — вспоминает Калашников. Но знаменитый конструктор не смог изменить вере своих предков: «Мои родители Бога почитали и нас, детей, приучали к христианским ценностям. И хоть я не отличаюсь особой религиозностью, но как я могу изменить вере моих родителей? Да и каким почетом можно окружать изменника?»

В этой абсолютной преданности своим убеждениям и своему Отечеству — весь Калашников. Многие спрашивают: не обидно ли — ведь в любой другой стране он мог бы стать миллиардером? Но Михаил Тимофеевич призывает не мерить все «пресловутыми зелеными». В одной из наших бесед он словно подвел главный итог своей жизни: «Я — богатый человек, я богат друзьями, соратниками, признанием. Я прожил трудную, не лишенную невзгод и препятствий, но интересную жизнь. И если бы мне вновь пришлось выбирать путь, по которому идти, я бы обязательно, не задумываясь, выбрал только этот — путь служения своему Отечеству». Но даже подводя итоги, Калашников неизменно добавляет, что главные изобретения его жизни — еще впереди.

Редакция газеты «Культура» сердечно поздравляет Михаила Тимофеевича Калашникова с наступающим днем рождения и желает ему доброго здоровья.