Мама, не горюй!

Андрей ЩИГОЛЕВ

25.11.2012

Конец ноября в российском прокате проходит под знаком «Сумерек», которые побили рекорд посещаемости в первый уикенд — более трех миллионов проданных билетов. В тени вампирского плаща остался даже Ким Ки Дук, еще один претендент на звание героя месяца: с разницей в неделю в российский прокат вышли сразу два фильма знаменитого корейца.

Первый, «Ариран», — это документальная исповедь режиссера, портрет художника в кризисе. Пятнадцать лет подряд бесперебойно лепивший фильмы, как пирожки, на очередном Ким Ки Дук вдруг поперхнулся, отлаженный художественный механизм дал сбой. Переживать творческий кризис режиссер отправился в глухую деревню, поселившись там отшельником.

Как и положено в исповедальном жанре, Ким обнажает на экране то, что обычно принято скрывать, демонстрирует на крупном плане свои потрескавшиеся пятки, и сам из себя изгоняет бесов.

На протяжении всей карьеры недоброжелатели обвиняли удачливого корейца в откровенном прагматизме, за глаза называя конъюнктурщиком. «Ариран» — его ответная реплика. Самообнажение в документальном кино — в общем, не редкость, как немало в нем примеров и откровенного эксгибиционизма. В последнем Кима обвинить сложно — уж слишком дорого ему стоит эта откровенность. Саморазоблачение пришлось по вкусу жюри каннского «Особого взгляда», которое наградило «терапевтическую» ленту корейского отшельника главным призом.

Год спустя после Канна в любви к Киму призналась и Венеция, с четвертой попытки он получил-таки своего «Золотого льва».

Идея «Пьеты» родилась, когда Ким Ки Дук увидел одноименную скульптурную композицию Микеланджело в Ватикане. Сюжет, как всегда у корейца, завиральный. По городским трущобам бродит безжалостный ростовщик, ссужающий деньги под дикий процент. Когда приходит срок, а платить нечем, он вынуждает должников заниматься членовредительством, взымая долг по страховке. С отсутствующим взглядом, весь в черном — ни дать ни взять — дьявол собственной персоной.

В дверь постучали. Он открыл. На пороге — немолодая женщина. Я, говорит, мама твоя. Преодолев недоверие и испытав «маму» на прочность (не стоит описывать, каким способом), Кан До, а ростовщика звали именно так, проникается к женщине самыми теплыми чувствами. «Мама» потакает всем его слабостям, временами подпускает натужную слезу. В Кан До начинает просыпаться человеческое. С «мамой», очевидно, что-то не так, но точный расклад становится понятен лишь ближе к финалу, когда сюжет совершит вполне предсказуемый кульбит.

Впрочем, это не самое интересное. Гораздо любопытнее наблюдать, как проблемы мировой финансовой системы и рост процентных ставок по кредитам причудливым образом проникают в замкнутый мир отшельника Кима, как бродят там, обрастая причудливыми полипами и превращаются, в конце концов, в эту диковинную историю о безжалостном ростовщике.

«Ариран». Южная Корея, 2011

Режиссер Ким Ки Дук

В прокате с 15 ноября

«Пьета». Южная Корея, 2012

Режиссер Ким Ки Дук

В ролях: Йо Мин Су, Ли Чжон Чжин, Кан Ын Чжин, Ким Чжэ Рок

В прокате с 22 ноября