Брижит Бардо: «Моя жизнь — неукротимый Ниагарский водопад»

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

26.09.2019

28 сентября исполняется 85 лет самой популярной французской актрисе Брижит Бардо. Запечатленная в облике Марианны, она и поныне остается одним из главных символов Франции, наряду с Эйфелевой башней и Нотр-Дамом. Генерал де Голль, принимая звезду в Елисейском дворце, благодарил Брижит за то, что она приносит стране столько же доходов, сколько вся автомобильная фирма «Рено». Кинодивой восхищались на всех континентах. «На французском языке я знаю только два слова — Брижит Бардо», — шутил знаменитый американский актер Джон Уэйн. Накануне юбилея легендарная актриса дала эксклюзивное интервью корреспонденту «Культуры».

культура: Вы были красивы, богаты, знамениты, однако в 39 лет неожиданно пожертвовали всем ради животных. Не приходилось об этом жалеть?
Бардо: Ни о чем не жалею и ни в чем себя не упрекаю. Долго размышляю, принимая любое решение, и потом никогда его не меняю.

культура: Вы сыграли почти в полусотне фильмов, но, по Вашим словам, совсем не чувствовали себя актрисой. Разве такое возможно?
Бардо: Я никогда не забиралась в шкуру моего персонажа. Напротив, каждую роль приспосабливала к самой себе.

культура: Ваша последняя книга называется «Слезы битвы» (Larmes de combat). Это были слезы горя или радости?
Бардо: Я веду изнурительное сражение за жизнь животных. Когда вижу их страдания, горько плачу. Но спасение каждого из них приносит величайшее счастье, и тогда это слезы радости.

культура: Какую роль играют животные в нашей жизни? Великий русский поэт Сергей Есенин называл их «братьями меньшими».
Бардо: Для меня они такие же существа, как и люди, разве что не умеют разговаривать. Но так же страдают и чувствуют. Если для Есенина животные — братья меньшие, то я называю их «мои дети». Меня трогают есенинские строки:

Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.

культура: «О величии нации и ее нравственности, — считал Махатма Ганди, — можно судить по тому, как она обращается с животными». Каждое лето французы выбрасывают на улицу около 60 тысяч домашних питомцев — больше, чем другие европейцы. Почему люди столь жестоки?
Бардо: Разумеется, Ганди прав. Мне больно, что во Франции относятся к животным так чудовищно и безжалостно. Все озабочены лишь тем, как извлечь выгоду.

культура: Чтобы вести тяжелые баталии, надо быть сильной женщиной, «железной леди»?
Бардо: Сильной — да, но отнюдь не железной. Я целиком отдаю себя этой борьбе во имя сострадания, против несправедливости и бесчеловечности. Участвую в ней своим сердцем, чувствами — и слезами.

культура: Вы по-прежнему презираете политкорректность, лицемерие, ложь? Никогда не боитесь говорить правду в глаза, в том числе и власти предержащей?
Бордо: Говорю то, что думаю, и думаю, что говорю. Пусть это политически «не корректно», но мне ровным счетом наплевать. Меня бойкотируют некоторые журналисты, опасаются приглашать в прямой эфир. За сказанное приходилось не раз представать перед судом, и, конечно, я проигрывала процессы. Но по-прежнему высоко держу голову. Моя совесть чиста.

культура: Если бы не слава, удалось бы Вам сделать так много для животных?
Бардо: Разумеется, известность всегда помогает, особенно за границей. Поэтому спасибо кино, которое прославило меня во всем мире.

культура: Несколько десятилетий назад Вы сравнили свою жизнь с Ниагарским водопадом. Сегодня иногда жалуетесь, что чувствуете себя узницей огромной комфортной тюрьмы.
Бардо: Моя жизнь была, есть и будет до последних дней неукротимым Ниагарским водопадом. Я — пленница своего имиджа, но это не мешает мне продолжать сражения.

культура: Какие воспоминания Вам наиболее дороги?
Бардо: Почти никогда не оглядываюсь назад. Живу сегодняшним днем. В целом очень горжусь кинематографической карьерой. Я снималась у лучших режиссеров той эпохи. У меня был статус международной звезды. Мне удалась первая часть жизни. Удалась и вторая, нынешняя. Люблю добиваться успехов во всем, чем занимаюсь.

культура: Следите за тем, что происходит во Франции? Как относитесь к «желтым жилетам», которые, судя по всему, не намерены отступать?
Бардо: Я их поддерживаю и в знак солидарности даже сфотографировалась в желтом жилете вместе со своей собакой. Несколько раз с ними общалась. Это были горячие, дружеские, полные симпатии встречи. Отстаивая свои права, протестующие ведут себя очень мужественно.

культура: У Вас всегда были особые отношения с русскими — первый муж Роже Вадим (знаменитый режиссер Вадим Племянников. — «Культура»), агент «мама Ольга», учитель балета — замечательный хореограф Борис Князев. Чем они Вам близки?
Бардо: Я чувствую особую привязанность к вашей огромной стране. Она выходила победительницей из всех испытаний. Мое сердце бьется в унисон с вашими сердцами. Я люблю русский темперамент — слезы и смех, умение побеждать, равно как и русскую музыку, литературу, культуру, танец, балет, а также матрешек, блины, борщ... На месте президента Франции я бы в первую очередь сблизилась именно с Россией. Но у Эмманюэля Макрона это пока «слова, слова»...

культура: Что бы Вы хотели оставить после себя? Облик Марианны? Лучшие роли? Спасение животных?
Бардо: Пусть продолжается моя битва за животных. Все остальное не имеет значения.

культура: Вы веселая, остроумная женщина, которая с юмором относится к жизни. «Преимущество старости в том, — пошутили Вы однажды, — что не умираешь молодым». Разве не боитесь смерти?
Бардо: Боюсь, это все-таки не увеселительная прогулка. Но что поделаешь? Давайте встретим ее с бокалом шампанского!

культура: Какой подарок Вам бы хотелось получить на юбилей?
Бардо: Чтобы весь мир стал вегетарианским!


Цитата

— Кто Ваш идеальный президент — из прошлых или нынешних?  
— Путин! Я считаю его замечательным! Каждый раз, когда о чем-нибудь прошу, он идет навстречу. Он сделал гораздо больше для защиты животных, чем все французские президенты, сменявшие друг друга.

— Вас не смущает его авторитаризм?  
— Чтобы управлять такой страной, как Россия, нельзя быть мягкотелым. Президент — как отец семейства... Или, скорее, учитель — такой, как в прошлые времена. Он должен править нацией. Тяжелая миссия! Для этого надо иметь особый характер.

Из интервью газете Nice-Matin








Брижит Бардо. Отрывки из книги «Слезы битвы»

Популярность — ​это яд, который мешает мне жить. Я не знаю, что значит спокойно посидеть в бистро, на террасе или в театре, не привлекая к себе внимания. Я устала от всего этого… Слава разрушает человека — ​вспомним хотя бы судьбу Мэрилин Монро, Роми Шнайдер или Марлен Дитрих… Когда я снималась, меня называли шлюхой, мерзавкой, никудышной актрисой…

В 1953 году американскую супружескую пару, Юлиуса и Этель Розенберг, приговорили к смертной казни на электрическом стуле. Их обвинили в шпионаже в пользу Советского Союза. Тогда я только что вышла замуж за Роже Вадима. С юных лет была бунтаркой. Ничто, даже протесты по всему миру, казалось, не могли остановить экзекуцию этой пары. Ночью я написала на листочках: «Свободу Розенбергам!», «Спасите их!», «Позор Соединенным Штатам!». Потом попросила Вадима отвезти меня в сторону Орли. Разбрасывала из окна автомобиля эти бумажки в надежде помочь… Я была такой наивной. Некоторое время спустя Розенберги погибли на электрическом стуле.

Сама по себе любовь — ​если это не страсть — ​ничего не стоит. Я люблю любовь, и именно поэтому так часто изменяла мужчинам. Как только чувства начинали остывать, искала новое увлечение.

Я ненавижу 28 сентября — ​дату, лишенную для меня радости и счастья. Именно в этот день меня домогаются с просьбами о встречах, интервью и т. д. Например, на 80-летие я получила 10 тысяч писем… В это время хочется исчезнуть.

Для меня лучшим юбилеем стал бы тот, когда бы меня все забыли.

Когда я вспоминаю Алена Делона, на ум приходит животное — ​дикое и одинокое. У нас с ним много общего — ​теперь даже больше, чем раньше. Не знаю, почему мы в свое время не увлеклись друг другом, но, вероятно, это к счастью. Все могло бы закончиться катастрофой. Для меня он всегда оставался слишком «звездным». Это не тот мужчина, которого хотелось бы иметь рядом. Я искала нежность, доброту, сердечность. В конце концов, мы с Аленом слишком похожи друг на друга.


Фото на анонсе: non-stop-people.com