Шах и мат королевы канкана

Юрий КОВАЛЕНКО

17.01.2019

Издательство Editions du Rocher представило книгу Марилин Мартен «Ля Гулю — королева «Мулен Руж», посвященную легендарной танцовщице кабаре Луизе Вебер. Время для публикации выбрано как нельзя лучше: в 2019 году исполняется 90 лет со дня смерти мадам Вебер и 130 лет самому «Мулен Руж». В судьбе звезды канкана и Belle Epoque разбирался корреспондент «Культуры».

культура: В свое время Луиза Вебер была не меньшей достопримечательностью, чем Эйфелева башня. Кстати, обе появились на парижской сцене практически одновременно. Что на сегодняшний день известно о Ля Гулю?
Мартен: Ее принято изображать развратной девицей, нахальной и безмозглой, но это не совсем так. Луиза подобна цветку, пробившемуся сквозь асфальт. Она появилась на свет в парижском пригороде Клиши. Родители (отец — плотник и мать — швея) с малолетства отправили ее на заработки. Сначала Гулю продавала цветы, а в 13 лет стала прачкой. Вечерами бегала на танцы, тайком одалживая платья клиенток. Там-то ее и соблазнил один бравый солдат.

культура: Как и многие мидинетки, она подрабатывала на панели?
Мартен: Нет, телом она не торговала. Луиза была увлекающейся, темпераментной, но со своими «принципами». При этом девушка чувствовала себя свободной и порой вела себя весьма вызывающе. Например, в те годы считалось неприличным появляться на улице без шляпки, а Луиза выходила из дома с распущенными волосами. Кроме того, женщина не должна была показываться в общественных местах одна, без мужчины. Насмешливая Луиза плевала на запреты — ее сопровождал козел, которого она держала на поводке. Так она бросала «вызов» буржуазной морали.

культура: Можно сказать, что Луиза Вебер олицетворяла свое время?
Мартен: Несомненно. Она была символом Belle Epoque. Во Франции Прекрасная эпоха началась в последней трети XIX века и закончилась с Первой мировой войной. Французы жаждали «красивой жизни». В моду вошли балы, кабаре, прогулки по бульварам и прочие развлечения. Появился кинематограф. Эйфель возвел свою башню — «пастушку облаков». Мужчины волочились за дамами полусвета. Но в Гражданском кодексе, на бумаге, нравы строго регламентировались — женщина полностью зависела от мужчины. До «разгула» феминизма было еще очень далеко.

культура: Где дебютировала Луиза?
Мартен: В парижском театре «Элизе-Монмартр». Заведение существует и поныне. Она брала уроки танца, научилась исполнять зажигательный канкан.

культура: Однако головокружительный успех пришел к Луизе в «Мулен Руж».
Мартен: Один из создателей «Мельницы» Шарль Зидлер так изложил свое кредо: «Мой театр будет ни кафе, ни кабаре, ни бордель, но все это одновременно». Сначала Луизу объявили «королевой» канкана и «Мулен Руж», а затем и всего Монмартра. Ля Гулю была настоящей бандершей, властной и авторитарной. Если ей что-то не нравилось, она устраивала потасовки со своими товарками по сцене. После спектакля девицы выясняли отношения на мосту Коленкур, который находится неподалеку от «Мулен Руж», над монмартрским кладбищем. Луиза всегда брала верх в кулачном бою. При этом любила грязно ругаться — от ее слов и выражений покраснел бы даже батальон солдат.

Однако канкан помог ей вырваться из нищеты, сколотить неплохое состояние и проложить дорогу к особам из «высшего света».

культура: Почему мадемуазель Вебер осталась в истории как Ля Гулю — то есть «Обжора»?
Мартен: «Мне постоянно хотелось есть», — вспоминала она. Из-за страха остаться голодной она не упускала возможность подкрепиться, даже допивала вино из бутылок и рюмок, оставленных клиентами.

культура: «Обжора» отличалась и отменным сексуальным аппетитом?
Мартен: В ее донжуанский список попали, в частности, принц Уэльский, будущий английский король Эдуард VII. В «Мулен Руж» разыгралась известная сцена: Ля Гулю, которая никогда не лезла за словом в карман, дерзко бросила принцу: «Эй, Уэльский, с тебя шампанское!» Директор заведения в отчаянии рвал на себе волосы, полагая, что она оскорбила высокого гостя. Ничуть не бывало — тот кивнул и жестом заказал выпивку. Среди ее поклонников и ухажеров числились также богатые буржуа, барон Ротшильд, маркиз Бирон и даже сам персидский шах. Последний пригласил Ля Гулю в свою ложу и попросил, чтобы она исполнила перед ним свой коронный номер. «Обжоре» льстило внимание сильных мира сего, но в своей тарелке она чувствовала себя только с коллегами по сцене и с жиголо, которые вертелись вокруг «Мулен Руж».

культура: Как она стала моделью и музой Ренуара?
Мартен: Их отношения балансировали на грани любви и дружбы, однако между ними ничего не было. Ренуара покорила другая девица. «Твои работы, — говорила ему Луиза, — останутся, а мои танцы исчезнут». Вообще, пышнотелая красотка во фламандском вкусе, признавали арт-критики, могла бы понравиться великому Рубенсу. Ее считали секс-символом. Правда, Луизу «ценили» далеко не все. Эмиль Золя считал ее вульгарной и аморальной.

культура: Но своей славой, в том числе и посмертной, Луиза во многом обязана другому художнику — Тулуз-Лотреку. Где они познакомились?
Мартен: В том же «Элизе-Монмартре». Живописец симпатизировал танцовщицам и жрицам любви, те отвечали ему взаимностью. Несколько лет Лотрек и Ля Гулю связывали самые теплые отношения. Она говорила: «Это шикарный малый, он богат, но совсем не похож на других толстосумов». Газета «Фигаро иллюстрэ» насмешливо объявила Лотрека «официальным художником» Ля Гулю. Сама танцовщица не скупилась на комплименты: «Когда я вижу свою задницу, которую написал ты, мой малыш, она и мне кажется очень красивой». После смерти Тулуз-Лотрека осталось больше ста картин с изображением Ля Гулю. К сожалению, мать художника, считавшая эти изображения неприличными, сожгла их. Уцелевшие полотна сегодня украшают лучшие коллекции и висят в музее Орсе.

культура: Что заставило Ля Гулю уйти из «Мулен Руж», где она выступала полтора десятилетия?
Мартен: Ее жизнь напоминала «американские горки» с крутыми взлетами и стремительными падениями. Она много пила, растолстела, опустилась. Расставшись с «Мулен Руж», Ля Гулю без особого успеха показывала танец живота. Затем начала давать уроки, даже создала Национальную академию канкана. Доходы стремительно сошли на нет. Тогда она пустилась в новую авантюру — открыла ярмарочный балаган, где в одночасье превратилась из танцовщицы в укротительницу хищников: львов, тигров, медведей, пум, удавов и даже двух сибирских волков. Мечта сбылась — у нее появился собственный зверинец. Она выступала до начала войны 1914 года: исполняла несколько па из канкана с хлыстом в руке. Публика ходила смотреть не только на зверей, но и на бывшую звезду «Мулен Руж». Однажды волк вцепился зубами ей в бедро, но на выручку пришел компаньон.

культура: Тем не менее в конце жизни она осталась без средств к существованию. Что привело ее к разорению?
Мартен: Прежде всего, у нее вымогал деньги сын Симон-Виктор, профессиональный игрок. За махинации он попал за решетку, где умер в 27 лет. Да и сама Луиза была настоящей стрекозой из басни Лафонтена, сразу спускала все, что имела. К тому же она частенько помогала обездоленным: готовила суп для бедняков, давала приют старым и больным зверям, выброшенным на улицу.

культура: Несмотря на все перипетии, она не теряла присутствия духа.
Мартен: Да, это было не в ее характере. Хотя временами ей буквально нечего было есть. Иногда зарабатывала немного денег, рассказывая о своей жизни редким журналистам. Продавала на Пигаль с лотка сигареты, булавки и сладости проституткам, которые величали ее «мамаша Гулю». Торговала фотографиями у «Мулен Руж» — своего бывшего королевства. Убирала в лупанариях и приютах. Несколько раз Жан Габен и Морис Шевалье приводили ее в кабаре, где представляли бывшую этуаль новой публике и собирали для нее небольшую сумму.

Волею судьбы Ля Гулю ушла вместе с Belle Epoque — звезда канкана умерла в 1929 году, когда в мире грянула Великая депрессия. Кстати, тогда же на несколько лет опустил занавес и обанкротившийся «Мулен Руж».


Фото на анонсе: Михаил Мокрушин/РИА Новости