В Лувре все меньше русских: и картин, и туристов

Юрий КОВАЛЕНКО, Париж

25.01.2017

Лувр несет болезненные потери. За последние два года крупнейший музей мира лишился более 2,5 миллиона посетителей. 

В первую очередь это связано с террористическими актами, сохраняющимся в стране чрезвычайным положением и общим экономическим кризисом. Среди других факторов, повлиявших на посещаемость, — забастовки, угроза наводнения (в июне 2016-го Лувр был закрыт несколько дней) и безнаказанность карманников, орудующих в стенах музея. Все это отпугнуло прежде всего иностранных туристов, на которых приходится три четверти визитеров. Число японцев сократилось на 61 процент, россиян — на 53, бразильцев — на 47, а китайцев — на 31. В результате бюджет учреждения не досчитался огромной суммы — почти десяти миллионов евро. «Нынешнее положение вызывает у нас тревогу», — признает директор Жан-Люк Мартинез. Он утверждает, что, хотя музей и не «гонится за цифрой», от продажи билетов в немалой мере зависит его благополучие. 

Глава Лувра рассчитывает, что обновление, растянувшееся на многие годы, в конце концов принесет свои плоды. Так, на днях после реставрации открылись залы французской живописи XVII столетия — одной из жемчужин коллекции. Чтобы вернуть утраченные позиции, по всей видимости, придется внести коррективы и в выставочную программу. Если в прошлом экспозицию Леонардо да Винчи посетили рекордные 300 000 человек, то недавний показ Эдме Бушардона, скульптора XVIII века, привлек всего 87 000. Для успеха нужны громкие имена. В нынешнем году Мартинез делает ставку на Яна Вермеера и иных мастеров золотого века голландской живописи, вернисаж намечен на 22 февраля.

Для привлечения туристов организована пропаганда за границей. В Национальном музее Пекина — выставка посвященная истории Лувра. Планируется также устроить смотры в Соединенных Штатах, Японии и других странах. В столице Объединенных Арабских Эмиратов откроется музей Лувр — Абу-Даби. Проект принес Франции около миллиарда евро. За эти деньги новая институция не только будет использовать имя прославленного собрата, но и получит в аренду ряд знаменитых произведений из французских собраний.

В ходе перекрестного года России и Франции музей показал выставку «Святая Русь. Русское искусство с древнейших времен до эпохи Петра Первого», а в Москву отправил экспозицию «Наполеон и Лувр». Тогда же в Париже демонстрировали «Контрапункт: русское современное искусство». 

К сожалению, в целом отечественное искусство в стенах Лувра представлено крайне ничтожно: есть несколько икон и работ Боровиковского, Рокотова, Щедрина. При финансовой поддержке нашего частного капитала не раз предпринимались шаги к тому, чтобы создать целый отдел, посвященный России, но пока из этого ничего не вышло. 

Собрание Лувра насчитывает около 300 000 экспонатов, из них доступны зрителям немногим более десятой части. По мнению бывшего директора Анри Луаретта, музею жизненно необходим диалог между творениями и эпохами. Пока же попытки Лувра наладить «перекличку столетий» в большинстве оказываются неудачными. Новации чаще всего вызывают отторжение как у широкой публики, так и у значительной части искусствоведов. Пример тому — выставка эпатажного бельгийца Яна Фабра. 

Тем не менее при любых обстоятельствах Лувр умело латает бюджетные дыры с помощью пожертвований, которые получает от частных лиц и мировых корпораций. В свое время реставрацию Венеры Милосской и работы по обустройству греческих залов финансировала японская компания Nippon Televison Network Corporation. Среди других меценатов — Международная ассоциация друзей Лувра и Американские друзья Лувра. В последние годы крупнейший музей страны все чаще обращается к соотечественникам с просьбой помочь приобрести тот или иной шедевр. Так, чтобы пополнить коллекцию полотном немецкого художника Лукаса Кранаха «Три грации», объявили общенациональную кампанию по сбору средств и набрали необходимые четыре миллиона евро. Обычно дирекция играет на патриотических чувствах французов: «Такой шедевр должен стать общественным достоянием. Подарим его Лувру». Сегодня ищут мецената, готового выложить 15 миллионов евро за обнаруженный в 2016-м неизвестный рисунок самого Леонардо да Винчи с изображением святого Себастьяна. Произведение уже объявлено «национальным достоянием» и посему не может покинуть территорию Франции.