Елена — королева Англии

Мария ЮРЧЕНКО

28.07.2015

Хелен Миррен исполнилось 70 лет. Обладательница титула кавалерственной дамы и голливудская звезда не стремится почивать на лаврах и остается одной из самых востребованных и титулованных актрис современности. Съемочный график Миррен расписан на годы вперед, а спектакль «Аудиенция» (хит международного проекта Theatre HD) недавно пережил второе рождение на Бродвее.

Хелен Миррен — одна из немногих, кто может похвастаться комплектом из трех высших американских наград в области игрового искусства. Образ Елизаветы II в картине Стивена Фрирза «Королева» принесла ей в 2007-м «Оскара». Работа в «Аудиенции» отмечена премией Тони. А первую «Эмми» актриса получила и вовсе в 1993 году за роль инспектора полиции в детективе «Главный подозреваемый».

Сегодня актриса, сыгравшая за свою карьеру трех английских королев (помимо Елизаветы II, на ее счету Елизавета I в одноименном мини-сериале Тома Хуппера и венценосная Шарлотта в исторической драме Николаса Хитнера «Безумие короля Георга»), считается олицетворением британского стиля. Однако настоящее имя Хелен Миррен — Елена Васильевна Миронова. Она родилась в Лондоне в семье русского эмигранта. Ее дед Петр Миронов был полковником царской армии, участвовал в сражениях Русско-японской войны. Позднее стал дипломатом и служил по делам военной экономики в Лондоне. Не приняв революцию, которую называл «крестьянским бунтом», Петр Васильевич обосновался с семьей в Великобритании. В России остались многочисленные родственники, фамильное поместье и полторы тысячи акров земли в местечке Курьяново недалеко от города Гжатск (ныне — Гагарин). 

По воспоминаниям Миррен, она выросла с преданием о потерянном аристократическом мире. В памяти остались рассказы о прабабушке — графине из дворянского рода Каменских, чьи предки упоминаются в романе Толстого «Война и мир». «Дедушка был убежденным монархистом, — рассказывает актриса. — Он очень гордился русским происхождением, а Британию называл «серой нацией, управляемой серыми людьми». До конца дней дед хранил дореволюционные рубли, а в его спальне висели гравюры с портретами царской четы. «Его мучила нескончаемая, чеховская ностальгия по родной земле, — продолжает Миррен. — Помню, как могла застать деда, рисующим карту наших русских владений с обозначениями, где располагались конюшни и жили слуги».

Совсем другим был отец Хелен. После смерти Петра Васильевича в 1955 году он изменил фамилию на английский манер — Миррен. «Папа страстно желал ассимилироваться и стать британцем, — повествует актриса. — Он отказывался жить прошлым, как это делал мой дед. Но сколько бы ни старался, в душе он все равно продолжал оставаться русским». Семья жила очень скромно и обособленно, но в этой стесненной атмосфере у юной, склонной к размышлениям девочки рождалось твердое ощущение, что все еще впереди. «Ты воспользуешься моментом, получишь образование и станешь материально независимой», — говорила себе Миррен. 

Свои амбиции, в которых было гораздо больше внутреннего стимула, нежели простого тщеславия, она решила реализовать на театральной сцене. Еще в тринадцать лет увлеклась Шекспиром, сыграв в любительском спектакле «Гамлет». Однако, окончив католическую школу, Хелен по настоянию родителей поступила в педагогический колледж. Здесь ее снова настиг русский миф — учебное заведение располагалось в бывшем лондонском особняке балерины Анны Павловой, известном также как «Айви-хаус» или «Дом плюща». В восемнадцать она бросила «надежную профессию» и поступила в Национальный молодежный театр. К двадцати годам Миррен блестяще исполнила роль Клеопатры на сцене «Олд Вика» и оказалась в рядах Королевской Шекспировской труппы, где переиграла весь классический репертуар. Режиссер Тревор Нанн шутливо называл ее «русской принцессой». Успех на театральной сцене был столь велик, что в 1970 году Джон Голдшмидт снял документальный фильм о самой молодой актрисе Шекспировского театра — Хелен Миррен. Работа с Питером Бруком подарила новый опыт и бесстрашие перед лицом экспериментов. Когда же в 1983 году жюри премии Лоуренса Оливье обошло стороной ее роль в спектакле Эдриана Ноубла «Антоний и Клеопатра», Миррен покинула страну и бросила все силы на покорение Голливуда. Первый успех пришел благодаря «Белым ночам», где Хелен сыграла вместе с Михаилом Барышниковым.

Новая волна интереса к родословной Миррен поднялась, когда на экраны вышел фильм Майкла Хоффмана «Последнее воскресение». Журналисты постоянно расспрашивали актрису, каково было играть жену Льва Толстого — графиню Софью Андреевну, помогали ли русские корни. Хелен отвечала уклончиво и довольно иронично:«Во мне и в моей семье всегда сквозило что-то странное. Думаю, это как раз было тем русским, что жило в нас». При этом актриса всегда проявляла деликатность к чувствам российских зрителей, как того требует исконный британский этикет. Королева есть королева.