Убить Наполеона в себе

Лариса РОМАНОВСКАЯ

15.06.2012

Впервые за много лет в нашей стране практически одновременно отмечаются два Дня памяти и скорби. В этом совпадении дат легко узнать определенный знак, ниспосланный нам свыше. От исхода обеих Отечественных войн зависела судьба и нашей страны, и всей Европы. Войска и Бонапарта, и Гитлера были остановлены очень дорогой ценой. В обоих случаях наши соотечественники сражались не просто с иноземным захватчиком, но с могущественной силой, готовой уничтожить русское самосознание, национальные святыни.

24 июня, в двухсотую годовщину начала войны с Наполеоном, на телеканале «Культура» состоится премьера нового цикла авторских программ «Кто мы? Как одолеть Бонапарта?». Подробнее о схожести и наследии двух Отечественных войн рассказывает ведущий программы «Кто мы?» историк Феликс РАЗУМОВСКИЙ:

культура: В нынешнем году проект «Кто мы?» отпраздновал двадцатилетие с момента первого выхода в эфир. За это время Вы рассказали зрителям о многих исторических личностях, так или иначе повлиявших на духовную жизнь нашего общества. Среди них был и Наполеон Бонапарт, главный герой нового цикла программы...

Разумовский: Два года назад, к 65-й годовщине Победы, был создан цикл «Не в силе Бог, а в правде», посвященный истории русского солдата. Он охватывал довольно большой период — от Отечественной войны 1812 года до Великой Отечественной. В первых двух программах речь шла о войне с Наполеоном, этот персонаж в них упоминался, но достаточно косвенно, без внятной характеристики его личности.

культура: С формальной точки зрения в проекте «Кто мы? Как одолеть Бонапарта?» Вы противопоставляете Наполеона и Александра I, развенчиваете культ личности французского императора. Но в чем заключена глобальная идея этого цикла программ?

Разумовский: Поскольку наполеоновской темой занимались Пушкин, Толстой и Достоевский, я не могу позволить себе поставить наше детище в один ряд с «Евгением Онегиным», «Войной и миром», «Преступлением и наказанием», хотя задача у нас схожая. Борьба с Наполеоном в русском сознании — это одна из важнейших миссий русской культуры XIX века. Она долго изгоняла Бонапарта из душ соотечественников. В строке Пушкина «Мы все глядим в Наполеоны» сквозит ирония, но по сути это диагностика нашей национальной болезни. Тема русского Наполеона все эти двести лет была необычайно актуальна. Вся историческая Россия была разрушена именно усилиями наших собственных наполеонов. И вопрос о том, как справиться с такой проблемой, для нас всегда животрепещущий. Ведь как полководца Наполеона победить было невозможно. Любому военноначальнику сражаться с ним — все равно что обычному гроссмейстеру играть с Бобби Фишером. Тот, даже если у него на доске будет лишь половина фигур, все равно обыграет гроссмейстера. Точно так же и Наполеон: он обыгрывал всех, даже после того как его изгнали из России. Европа с Наполеоном, равно как и с Гитлером, в одиночку справиться не сумела. Наполеон — это продукт западноевропейской цивилизации, плоть от ее плоти. Он — раковая опухоль, возникшая в европейском организме. Не то чтобы с этой болезнью нельзя было справиться только одними европейскими силами, однако для этого понадобились не только русские штыки, но и русское мироощущение.

культура: Какими силами это осуществлялось?

Разумовский: Мы одолели Наполеона как тип сознания. Это было сделано не только русским оружием, но и русской цивилизацией. Мы замечательно сражались с Бонапартом, но ведь все равно проигрывали, умирали. До сих пор идут споры: чем надо считать Бородинское сражение — поражением или победой? На самом деле это такие игры от лукавого. Академик Александр Михайлович Панченко писал, что существует сугубо русское явление: «победа на грани поражения». Три такие победы — в Куликовской, Полтавской и Бородинской битвах — стали символами нашей нации. Мы запомнили именно эти три, хотя вся история нашей страны наполнена битвами и сражениями. Для европейца победа — это когда все побежали, мир подписан, а победителю вручают ключи от городских ворот. А у нас все получилось не так, все европейские стереотипы разрушились. Наполеон же сделал вид, что он об этом не задумывается. Именно оттуда пошли разговоры о варварстве, русской зиме, о том, что французов погубил климат и прочее наведение тени на плетень. А по сути дела, Бонапарта погубила именно русская цивилизация. В европейском мире больше нечего было противопоставить Наполеону.

культура: Если сопоставить друг с другом две Отечественные войны, нельзя не отметить проявившийся практически в первые же дни всплеск не только патриотизма, но и духовности. Получается, участники двух войн черпали внутренние силы из одного источника?

Разумовский: Под понятием «Отечественная» в первую очередь надо понимать ту жертву, которую принес народ, чтобы победить врага и отстоять независимость. В обоих случаях никто в стране не остался безучастен. Но мы начали войну 1941 года в состоянии национального самоопустошения. У нас ведь всего хватало: самолетов, танков, техники. А в эпоху наполеоновских войн, когда к нам явилась практически вся континентальная Европа, все было сугубо наоборот: Россия на тот момент обладала гораздо меньшими военными ресурсами, нежели ее противники, но в духовном аспекте была куда богаче и сильнее.

культура: Считается, что история не терпит сослагательного наклонения, и все же периодически появляются гипотезы о том, что бы произошло, если бы Адольфа Гитлера все-таки приняли в Венскую художественную академию, а Наполеон Бонапарт в 1788 году поступил бы на службу в русскую армию и участвовал в войне против Турции. Как Вы относитесь к теориям подобного рода?

Разумовский: Про бессмысленность сослагательного наклонения рассуждают либо недобросовестные, либо очень ленивые люди. Этим они вносят в историю тему фатальности: дескать, все должно было быть так, а не иначе. У всех — и у нации, и у власти — каждый день есть возможность выбрать тот или иной поворот исторических событий. Мысли о сослагательном наклонении — это не праздная забава, а нормальная позиция зрелого ума, весьма важная работа над национальным сознанием. Только обращение к историческому материалу дает нам возможность понять, кто мы такие и где находимся, выстроить наши отношения с другими странами, со всей Европой. Конечно, мы не можем отменить совершенные ошибки, но мы в состоянии исправить их последствия. Любая нация, как и человек, совершает дурные поступки, то, что называется у православных «грехом».

культура: Воцерковленный христианин в такой ситуации кается на исповеди. А как поступает целая нация?

Разумовский: Искупить грехи можно изменением образа жизни и сознания. Но сначала надо понять, что и когда было совершено не так. Именно поэтому для нас до сих пор очень важно множество поступков, совершенных в 1812 году. С появлением Бонапарта у нас были ликвидированы издержки русского европеизма. Ведь в России хватало бонапартистов, практически у каждого русского барина на столе в кабинете стояла фигурка Наполеона. В начале XIX века Карамзин начал выпускать политический журнал под названием «Вестник Европы». Сейчас этот проект назывался бы «Жизнь Евросоюза». Но после того что случилось под Аустерлицем, Карамзин это все свернул, начал работу над «Историей государства Российского». Ведь это же крайне важно: пока нация преодолевала Наполеона, один из культурных вождей нации писал ее историю. Не случись войны с Бонапартом, все бы так и читали «Вестник Европы», вели бы на французском языке ту же политическую болтовню, что в салоне Анны Павловны Шерер. И тогда в духовном плане Россия капитулировала бы перед Европой. Именно об этом мы и будем говорить в нашей программе. А еще мы упомянем о самой настоящей антинемецкой истерии, которая началась, когда наши войска были под Смоленском. Все искали агентов Наполеона, Багратион упрекал Барклая де Толли в том, что он немец. Не надо это куда-то прятать по случаю юбилея, заслонять сплошными фанфарами. Все участники войны с Бонапартом были замечательными людьми, потому как они смогли возвыситься над своими подозрениями. Именно такой работой души и одолевается Наполеон.