Станица истории

Юрий ПОЗДНЯК, Ростовская область

30.05.2014

В год столетия начала Первой мировой войны праздник «Шолоховская весна» наполняется особым смыслом, собирая на Вёшенской земле россиян, восстанавливающих свои духовные корни.

Великие писатели, быть может, и называются великими из-за уникального дара прозревать и в художественной форме реконструировать конфликты неизменной, по сути, человеческой натуры. Проверка временем выступает ценнее любого критика, изложившего десятки аргументов в пользу или против книги в статье полувековой давности. История движется по спирали, и многие замирают в тревожном неведении перед новым витком, забывая о культурной памяти, хранящей ответы на многие острые вопросы сегодняшнего дня. Вопросы, между прочим, не выросшие за одну бессонную ночь, а созревавшие десятками лет  под тенью общественного забвения, чтобы воспрять с новой силой в условиях «переломного времени». Чтобы развеять мутное марево гложущих душу сомнений и укрепить расшатанные духовные опоры, в станицу Вёшенскую каждый год приезжают тысячи людей, для которых Шолохов — не только фамилия из учебника литературы для старших классов.

Нынешний фестиваль выдался особенным. Год 109-летия со дня рождения Михаила  Шолохова совпал со столетием начала Первой мировой войны — события, без сомнения, эпохального, разделившего историю нашей страны на «до» и «после» и подробно описанного в легендарной книге донского писателя. Отмечая роль казачества в войне 1914 года, правительство Ростовской области выступило инициатором создания серии памятников, посвященных незаслуженно забытым героям мирового противостояния. Первый из них 6 мая, в день святого Георгия Победоносца, открылся возле Донского императора Александра III казачьего кадетского корпуса, расположенного в городе Новочеркасске. Отлитый в бронзе казак в форме времен Первой мировой войны стоит на фоне Георгиевского креста — высшей награды для солдат за боевые заслуги и храбрость. 

Полным георгиевским кавалером был и Харлампий Ермаков — прототип Григория Мелехова в «Тихом Доне» — впоследствии командовавший 1-й повстанческой дивизией в Вёшенском восстании. Исторические параллели между 1914 и 2014 годами усилили трагические события, происходящие в расположенной по соседству с Ростовской областью Украиной. Ощущение необыкновенной актуальности и сопричастности к чему-то фундаментальному, культурообразующему буквально пронизывало фестиваль и связывало невидимыми, но крепкими нитями собравшихся людей.

Атмосферу гражданской консолидации и воскресающей национальной самоидентичности на празднике точно уловил первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, открывавший «Шолоховскую весну–2014»: «Поражаюсь мудрости и дальновидности Михаила Александровича Шолохова. Сегодняшних украинских политиков хочется усадить за парту и заставить прочитать «Тихий Дон» и «Поднятую целину», чтобы они осознали шолоховские предостережения о недопустимости и кровавых последствиях братоубийственной войны. Почитатели таланта писателя, собравшиеся в эти дни в Вёшенской, знают, какую высокую цену заплатили их предки в годы Гражданской войны, и не забывают горьких уроков тех страшных лет».

Любителей творчества М.А. Шолохова и в целом казачьей культуры в Вёшенскую прибыло немало. На дни праздника небольшая станица с десятью тысячами постоянного населения превращается в водоворот цветов и красок, людское море среди красивейшей донской природы.

«В этом году будет до 35 тысяч туристов, — рассказывает мне новый знакомец Вадим, приехавший на «Весну» вместе с семьей из Новочеркасска, — мы практически каждый год здесь. Количество гостей увеличивается едва ли не в геометрической прогрессии. В следующий раз, на 110-летие Шолохова, их ожидается в три раза больше, до ста тысяч».

Для самих вёшенцев это, конечно, значительная нагрузка. Жизнь в шолоховских местах течет размеренно, как тихие воды самого Дона, вьющегося синей лентой у высокого левого берега, на котором стоит станица. Испытание это и для хрупкой экосистемы поселения, где отсутствие промышленных предприятий обеспечивает чистоту земли и воздуха. Даже традиционно проблемный для российских населенных пунктов водопровод в Вёшенской особенный: вместо привычной для жителей мегаполисов хлорной взвеси станичники пьют ключевую воду. Тем приятнее, что под напором туристов знаменитое казачье гостеприимство остается неизменным. «Будь ты дальним или близким, встретим щедро, по-обливски», — гласила надпись перед входом в курень станицы Обливской, раскинувшийся в числе прочих во время праздника на центральной площади. Этому же девизу в полной мере соответствуют и вёшенские казаки.

Впрочем, зрителей радуют не только они: на «Шолоховскую весну» съезжаются поэты, писатели и творческие коллективы из Ростовской области, разных регионов России и стран ближнего зарубежья. В этом году — более 1200 человек. Народные песни не смолкают ни на минуту, от разнообразия костюмов и образов рябит в глазах, каждая улочка или переулок могут неожиданно превратиться в импровизированную театральную площадку, где разыграется сценка из шолоховских книг. 

На площади и близлежащих улицах с раннего утра разворачивается ярмарка традиционных народных промыслов и ремесел. Мастера дают желающим уроки гончарного дела, лозоплетения, резьбы по дереву. Изготовленные самостоятельно изделия туристы увозят с собой в качестве оригинальных сувениров. Если ощущается дефицит времени, свою руку к созданию шедевров прикладывать не обязательно: готовую вещь можно купить сразу.

Большой интерес в этом году вызвали станичные музеи: Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова и шолоховская же усадьба, где находится могила великого писателя. Группы энтузиастов сменяли друг друга без пауз, экскурсоводы сбивались с ног, пытаясь вместить их всех в музейных залах. Туристы  не только фотографировали предметы, связанные с жизнью Михаила Александровича, но и внимательно слушали своих гидов, задавали вопросы и даже временами пытались дополнять прозвучавшие ответы. Многие подолгу замирали у иконы Божией Матери с младенцем Иисусом на руках и подписью «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». Новый виток старой истории звучит в головах и душах набатом.

«Все творчество нашего знаменитого земляка утверждает общечеловеческие ценности, уважение к обычаям и культурным традициям разных народностей. Поэтому не случайно наш праздник несет одну из самых важных задач — консолидацию общества средствами народной культуры, воспитание толерантности и взаимопонимания. Всех нас объединяет любовь к Родине, наши единые исторические корни и стремление к тому, чтобы история XXI века не имела трагических страниц для нашего общества», — убежден донской губернатор Василий Голубев, сам являющийся уроженцем станицы Ермаковской Тацинского района.

Под вечер гости вместе с жителями станицы стали собираться на берегу Дона, где прямо на воде организаторы установили сцену, увеличенную по сравнению с прошлым годом почти вдвое и готовящуюся принять гала-концерт «Дороже нет в мире земли, что была нам дана судьбою!». Зрители рассаживались прямо на крутых левобережных склонах, у подножия знаменитого памятника героям «Тихого Дона» Григорию и Аксинье, смотрели с набережной — в общем, отовсюду. Живым пульсом надежды бились людские сердца, ощущающие под звездным вёшенским небом, на берегу Дона-батюшки, свое духовное родство, свою нерушимую связь.

В концерте приняли участие коллективы из Республики Северная Осетия, Краснодарского края, Воронежа, Пензы, Украины и Казахстана, также впервые были артисты из Белоруссии. Большей частью исполнялись народные песни, которым в полный голос подпевали зрители. Кому позволяло пространство, пускались в пляс. Дух «Шолоховской весны» именно такой — казачий, вольный, не зажатый в узких границах литературных концепций. Думается, что и самому Михаилу Шолохову, истово любившему народные традиции и своих соотечественников, понравилось бы такое раздольное гулянье в свою честь. 

Завершился вечер фантастическим по красоте фейерверком, расцветившим небесное полотно мириадами сияющих огней, отражающихся в величественных водах Дона. По реке в это время плыли 109 свечей, символизирующих число шолоховских лет. Деревья на другом берегу напоминали исполинские декорации и еще больше усиливали эффект возвышенной театральности происходящего. 

В конце концов Вёшенскую окутала мягкая весенняя ночь, в которой звучали звонкие голоса, смех и песни продолжавших праздновать людей — свет растаял, но его отблеск остался в сердце каждого, кто был на этом удивительном празднике.