Дикое танго, внутренний бунт героя Тургенева и загадочная саунд-драма: Чеховский фестиваль открылся

Елена ФЕДОРЕНКО

02.06.2023

Дикое танго, внутренний бунт героя Тургенева и загадочная саунд-драма: Чеховский фестиваль открылся

XVI Международный театральный фестиваль имени Чехова показал в Москве первые три спектакля. Они привели зрителей, до отказа заполнявших залы, в восторг — Чехов-фест москвичи любят искренне и преданно, он никогда не обманывал их надежд.

«Впервые за тридцать с лишним лет фестиваль открывается без его основателя и бессменного руководителя Валерия Ивановича Шадрина. Нынешний, шестнадцатый, который он успел при жизни собрать и сочинить, мы посвящаем его памяти, и, надеюсь, вы оцените качество программ и фантазию, ее всегда проявлял Валерий Иванович, отбирая спектакли даже в самых сложных условиях, а сегодня они, как вы понимаете, непростые», — сказал новый президент Чеховского фестиваля Михаил Швыдкой. Разнообразная программа действительно составлена осмысленно.

Первый цикл завершится в конце июня, и после перерыва на июль и август фестиваль вернется осенней серией показов. Чехов-фест давно превратился в крупную творческую институцию: кроме мирового блока, в котором 13 стран-участников и 15 спектаклей, в фестивальную орбиту включены московские новинки, Лаборатория молодых режиссеров, образовательная и региональная программы, фотовыставки, а осенью состоится Второй международный Тихоокеанский фестиваль во Владивостоке — спутник Чехов-феста. Москва увидит обширную общедоступную уличную программу, которая не будет иметь летних каникул. «Это здорово, когда весь город превращается в большую театральную площадку», — сказал на открытии фестиваля руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Первой на площади Революции выступила аргентинская танцевальная компания Хермана Корнехо с зажигательным шоу «Милонга». Страстные танцы виртуозы танго исполняли под живую музыку — зрители получили удовольствие невероятное.

Они же открывали основную программу на сцене Театра имени Моссовета спектаклем «Дикое танго». Оно действительно было сумасшедшим, безумным, отчаянным, необузданным. Все артисты труппы — профессионалы высочайшего класса, победители танцевальных конкурсов, популярность коллектива зашкаливает. А имя Хермана Корнехо — чемпиона мира по танго — известно зрителям многих стран. Танго он овладел в совершенстве едва ли не в подростковом возрасте и начал серьезно изучать иные пластические системы: балетную классику и джаз-танец, фольклор и рок-н-ролл. В коллективе, который создал и возглавляет, Херман прививает любимому танцу элементы иных танцевальных техник и считает танго чутким и восприимчивым к новому. Один из таких экспериментов мы увидели два года назад: тогда Чехов-фест привозил в Москву спектакль «Танго перед закатом», посвященный Астору Пьяццолле. В «Диком танго» к танцевальному миксту щедро добавили элементы акробатики и цирка.

«Дикое танго» пригласило перелистать страницы истории танца, родившегося в конце XIX века в портовых кварталах и прописавшегося на мужских пирушках, где женщины появлялись разве что случайно. Когда на сцену вышли мужчины и затанцевали парами, включился голос комментатора, объяснивший, что танго появилось как танец чисто мужской. Энергия била через край, пружина ловких движений закручивалась с такой силой, что, казалось, взрыв неизбежен. Каждый демонстрировал свою отвагу.

А потом певец и гитарист Лучано Басси предвосхитил парад танго, обратившись к публике по-русски: «Добро пожаловать в центр нашей культуры — ведь представить себе Аргентину без танго невозможно». У кавалеров появились дамы, которые с ловкостью фокусников меняли роскошные наряды за считаные секунды. Два десятка танцев — салонных и уличных, сольных, дуэтных и ансамблевых. Танго — поединки и признания в любви, стремительные и медленные, эротические, таинственные, чувственные, пылкие. На подмостках появлялись монументальные высокие конструкции, похожие на строительные леса, и, закончив знойное танго, танцовщики с ловкостью скалолазов взбирались наверх, где не прекращали вести свой пластический диалог. С колосников спускались обруч или полотнища ткани, и пара артистов — воздушных акробатов, ухватившись за них, взмывала вверх, продолжая танец, уже паря в небесах. От каскадов трюков и хитросплетений тел кружилась голова, азарт захлестывал музыкантов, зал гремел овациями, кипел страстями, как огромный стадион на решающем футбольном матче.

Эстафету смотра подхватила мировая премьера спектакля «Муму» по одноименному рассказу Ивана Тургенева — совместный проект Театра на Таганке и Чеховского фестиваля, созданный интернациональным коллективом. Режиссер Нарине Григорян, художник Виктория Риедо-Оганесян, хореограф Юрий Костанян — из Армении. Композитор Артем Ким родом из Узбекистана, работает в театре «Ильхом» и студии SounDrama, более 20 постановок осуществил с Владимиром Панковым.

Причудливый спектакль сочинила режиссер с внешностью юной девушки. Нарине Григорян — худрук театра «Амазгаин» имени Соса Саркисяна, известная в Армении актриса, лауреат множества премий, в том числе победитель в номинации «Лучшая актриса» — на «Киношоке» и на Международном кинофестивале в Риме — за главную роль в фильме «Ева» иранского режиссера Анаит Абад.

Как режиссер она создает спектакли, где многое строится на пластике, не столько танцевальной, сколько бытовой. Вот и богатырь Герасим (Константин Любимов), гордый, сильный духом и внутренне свободный, размашисто метет двор, словно совершает какой-то магический ритуал. Режиссеру важнее слов звучание — маленькая неугомонная Муму (Александра Хованская) только повизгивает, но в образе нет ни одного фальшивого тона или движения. Как изысканно и нежно играет забитую прачку Татьяну Дарья Авратинская! И как хороши сцены Татьяны и Герасима, который замирает от одного только ее присутствия.

Фантазерка Нарине создает странные и очень понятные миры, которые так любопытно рассматривать. Дом Барыни жужжит как растревоженный улей — суетятся слуги: кастелянша и приживалки, прачка и дворецкий, лакей и башмачник. У каждого свое махонькое пространство в доме взбалмошной, скучающей и одинокой Барыни (Ирина Апексимова), чья опочивальня высоко, под самыми колосниками. Суматошное многоголосие мгновенно замолкает, когда на сцене появляется Герасим, — мы видим происходящее глазами немого героя. Говорят, глухонемые воспринимают окружающее как тихое звуковое сплетение шелеста, ударов сердца, шуршания. В эти моменты издалека доносится тихая музыка двух бессловесных существ: Герасима (контрабас) и его верной собачки (флейта). Постояльцы усадьбы воспринимаются Герасимом марионетками, загипнотизированными капризной Барыней, и двигаются как вырезанные из дерева игрушки на шарнирах. Два мира: проза жизни и поэзия восприятия.

Визуальные задушевные картинки, скрупулезное внимание к психологическим мелочам в этом сценическом прочтении «Муму» — главное. Режиссер минимизирует текст, полагая, что в театре человек — зритель, а не слушатель. Все эти черты режиссерской индивидуальности Нарине Григорян были очевидны в «Пышке» по Мопассану, которую театр «Амазгаин» с огромным успехом показал на Чеховском театральном фестивале в 2021 году. Тогда поразило, как точно чувствуют и передают армянские актеры стиль постановки своего худрука. Московские актеры встретились с постановочными квестами Нарине Григорян впервые, их роли скорее намечены, и намечены точно, и в этом пунктире есть трогательная органичность. Нарине после «Пышки» сказала, что самое главное в театре — катарсис, после которого человек выходит из зала внутренне просветленным, и, конечно, самоотдача всех участников. Эмоциональная радость от спектакля, построенного на полифонии настроений, которые ловят и транслируют актеры, внушает надежду на счастливую судьбу «Муму» в Театре на Таганке. Такой постановки здесь еще не было.

Спектакль «Кулагер» для ряда зрителей, и я не стала исключением, выполнил образовательно-просветительскую миссию. Думаю, не все, собравшиеся в переполненном зале Театра имени Моссовета, читали одноименную поэму классика казахской литературы Ильяса Джансугурова. В ней автор рассказывает о легендарном певце, композиторе, философе Ахане Серэ, родившемся в середине XIX столетия. В основе — реальный случай из жизни Ахана Серэ, который он описал в своем печальном лирическом рассказе. Много лет назад завистник убил его верного друга — скакуна по кличке Кулагер. Своего чудо-иноходца акын не забывал до конца жизни.

Актеры Академического театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова играют на родном языке, и речь звучит завораживающе, тревожно и очень музыкально. Выбранный жанр саундрамы, который балансирует на стыке музыкальной драматургии и вербальной речи, где мелодии играют со словом, на слух показался органичным. Саундрама молода и рождена фантазией и талантом режиссера Владимира Панкова. У него на творческих лабораториях Международной конфедерации театральных союзов и Чеховского фестиваля учился Фархад Молдагали — режиссер спектакля «Кулагер». Фархад — молод, но известен не только в Казахстане — совсем недавно в Стамбуле был назван лучшим режиссером года в тюркоязычном пространстве.

Музыканты модерн-этно-джаз группы «Сыновья степи» прокладывают мосты между традицией, авторским взглядом и реальным сегодняшним временем. Обещают продолжить развитие нового музыкального направления. Красивые сильные голоса, полнозвучие народных музыкальных инструментов, этнические мелодии ведут спектакль по казахской степи, вторят истории, уже ставшей легендой. Легенда эта близка казахам, они улавливают немало рифм с родной историей. Кулагера убили на скачках перед финишем, и его бег стал метафорой жизненного пути человека. Кулагер стал символом скорби по всем, чьи судьбы оказались прерваны напрасно. В 30-е Джансугурова арестовали по политическому обвинению (кстати, и поэму «Кулагер» уничтожили, она чудом сохранилась у одного библиофила), в 1938-м расстреляли, реабилитировали посмертно через 19 лет.

Максат Сабитов играет Кулагера и считает, что в знаменитого коня Ахана он вкладывает душу вольного казаха. Актеры играют без упрощения и облегчения, не допуская театральных преувеличений. Национальные костюмы, сложные головные уборы, тревожащий душу вокал… В ключевой сцене скачек к подмосткам на резинках опускаются лошадиные «копыта», и артисты, взяв их в руки, ими отмеряют бег судьбы.

Театр для детей и юношества имени Мусрепова впервые выступил в Москве и встретил теплый заслуженный прием. В трех стартовых спектаклях фестиваля оказалось много экзотики. Все — зрелища невероятно яркие, под живую музыку и с фантастически виртуозными профессионалами. Чеховский фестиваль продолжает открывать москвичам мир — тот, который мы не знали.

Фото: с официального сайта Чеховского фестиваля www.chekhovfest.ru