Художественный руководитель «Донбасс Оперы» Вадим Писарев: «Наступил момент истины»

Елена ФЕДОРЕНКО

26.07.2022

Художественный руководитель «Донбасс Оперы» Вадим Писарев: «Наступил момент истины»

Материал опубликован в №6 печатной версии газеты «Культура» от 30 июня 2022 года.

Народный артист Украины Вадим Писарев, худрук «Донбасс Оперы», как называют Донецкий академический театр оперы и балета имени А.Б. Соловьяненко, рассказал «Культуре», чем живет сегодня его родной город, почему театр не показывает спектакли и как Минкультуры РФ приходит на помощь.

Мы беседовали в дни Международного конкурса артистов балета в Москве, Вадим Писарев — член жюри этого старейшего и престижного творческого состязания.

— Какая сейчас ситуация в Донецке?

— Военная операция продолжается, что диктует свои условия, определяет сложившуюся ситуацию, ставит вопросы, очень серьезные. Военное противостояние — большое горе, чудовищная трагедия. Населенные пункты, к счастью, освобождаются от националистов, но и сегодня город обстреливается, снаряды выпускают даже по жилым районам, каждый день гибнут мои земляки. Люди гуляют с детьми, и вдруг слышится крик: «Все в подвал!». И через минуту уже никого нет на детских площадках, а в песочнице остаются только игрушки. Я неоднократно был тому свидетелем, и это — страшно. Взрывы гремят не где-то вдали, а рядом. Стреляют из Авдеевки, расположенной в четырнадцати километрах от Донецка, именно оттуда бьет украинская артиллерия. Люди получают ранения, горят дома. Но все надеются на скорую спокойную жизнь и верят в мирное будущее.

— Шесть лет назад мы разговаривали с вами, и не забыть сказанные слова: «Испытываешь мучительную боль, когда на твоей земле убивают».

— Я помню нашу встречу, но, поверьте, я не рассказал вам и толики того, что происходило на Донбассе. Почему? Мешал ужас, который мы переживали, и всю тяжесть я держал в себе. За последние годы погибли почти пятьсот наших донецких детей. Смерть настигала их, когда они привычно шли в школу, ехали в троллейбусах, играли во дворах — безумие и беспредел, если дети умирают от бомб и осколков. В городе появились детские кладбища. Когда неделю назад я читал открытое письмо Михаила Барышникова президенту России, то думал, написал бы он его, если бы увидел эти погосты? Да и в России он не был почти полвека. Все восемь лет на нас никто не обращал внимания. Если бы Россия не заступилась, то кошмар и дальше продолжался бы. Мы уже привыкли — к выстрелам, взрывам, привыкли к тому, что нас убивают. Минские переговоры без конца заводили в тупик, соглашения не выполнялись. И все понимают, чьих рук это дело — Америка столкнула два народа, ужасно, что им это удалось. Жители Донбасса, и я лично, очень благодарны России, Владимиру Путину и Владимиру Жириновскому, светлая ему память.

— В эти годы кошмара не было мысли уехать, поменять место работы?

— У меня возникало иное желание — взять ружье или автомат и защищать свою родину. Я, к слову, в резерве и состою. Многие артисты и работники театра сейчас воюют.

— Театр «Донбасс Опера» закрыт?

— Ни на один день театр не прекращал работать — жизнь продолжается, люди ходят на службу. Нам хочется вселить в них надежду, доказать всем, что скоро все наладится — и мы занимаемся, репетируем, создаем новые спектакли, поддерживаем наш репертуар.

— И спектакли встречаются со зрителями?

— Нет, все показы отменены в целях обеспечения безопасности зрителей в связи с угрозой агрессии против Донецкой Народной Республики со стороны Вооруженных сил Украины. Город сейчас избегает массовых скоплений людей — туда, где они собираются, могут прицельно выпустить снаряды. Вы же знаете, как было сфальсифицировано приглашение на центральную площадь, где решили собрать матерей, чтобы якобы они могли узнать о сыновьях, которые по мобилизации попали в армию. Назначались день и время — полдень, ожидали шестьсот человек. В запланированный час прогремел взрыв. Погибли тридцать человек. Жертв могло быть гораздо больше, если бы люди повелись на провокацию, но дончане поняли, что это фейк. Жители Донецка сейчас большими группами не собираются, потому мы и не показываем наши спектакли. Когда шарахнула «Точка-У», то в нашем балетном зале выбило восемь окон. Мы убрали осколки и продолжили репетицию.

— Сохранить труппу без живых выступлений нелегко...

— Труппа в хорошем состоянии — в непростое время нас поддержали Министерство культуры Российской Федерации и Росконцерт. Благодаря их инициативе и помощи мы провели гастроли по России. Это был большой тур: Краснодар, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь, Волгоград.

— Какие спектакли показывали и как их принимали?

— Возили два спектакля: «Тысяча и одна ночь» и «Малыш и Карлсон» — выезжала балетная труппа и оркестр в полном составе. Оказалось, что показы спектаклей были важны не только для нас, но и для российской публики. Во многих городах, где проходили гастроли, нет своих балетных театров, а желание увидеть хореографические постановки велико — билеты распродавались буквально за два-три дня, в залах не было свободных мест. Принимали тепло и искренне. Зрители ждали нас у служебного входа, подходили на улицах, расспрашивали о нашей жизни, удивлялись, как Донецкий театр смог выстоять и во время спецоперации показать такие красивые и профессиональные балеты. Мы чувствовали, как люди переживают за нас, во время спектаклей и бесед возникало единение — через нашу историю, традиции, общую культуру. «Нам важно быть вместе», — говорили зрители и не сомневались, что наше дело правое и мы победим.

— Еще гастроли планируются?

— Приглашения получают наши солисты — в Москве на Красной площади в концерте в честь Дня славянской письменности и культуры принимал участие баритон Максим Алексейчук, он представлял нашу республику. Молодой солист «Донбасс Оперы», лауреат Международного конкурса Артем Ярошевич недавно выступил в нескольких программах на московских сценах, а 12 июня в Доме романса состоялся его сольный концерт «Любимый наш город, любимый Донбасс». Артисты, не уехавшие на выступления в другие города, занимаются, репетируют, сохраняют свою форму.

— Как мотивируете оставшихся артистов?

— Без устали повторяю: «Не теряйте время, учите новые партии, совершенствуйте мастерство». Если завтра закрытый режим работы театра будет отменен, то мы должны быть готовы сразу «выдать» спектакль. На следующий же день мы готовы показать «Дон Кихота», «Шопениану», «Франческу да Римини» и те, что «прокатили» по России: «Тысяча и одна ночь», «Малыш и Карлсон». Серьезная мотивация — намеченные на сентябрь выступления в Большом театре с оперой «Пиковая дама» и балетом «Пер Гюнт». После московских гастролей состоится тур по городам Золотого кольца — его тоже организовало Министерство культуры Российской Федерации.

— Несколько лет назад вы говорили, что театральное здание оказалось в плачевном состоянии: от взрывов вылетели окна и двери, снаряды попали в театральный склад, и декорации нескольких спектаклей сгорели. Как сейчас чувствует себя ваш театральный дом?

— То, что смогли исправить своими силами, отремонтировали. Несколько спектаклей, декорации которых поглотил огонь, пришлось снять с репертуара. Здание, конечно, нуждается в реставрации — прежде всего, крыша. Рад и благодарен, что вновь протянула руку помощи Москва — мэрия столицы взяла шефство над фасадом и крышей нашего театра. Работы планируется провести за лето, чтобы артисты не занимались под каплями осеннего дождя.

— Понимаю, что время для прогнозов неподходящее, но все-таки — когда, думаете, сможете выйти на свою сцену?

— Надеюсь, в последнее воскресенье августа, когда отмечается День шахтера и День города. Тогда же вернемся к творческим планам, от которых временно пришлось отказаться. 27 марта, в Международный день театра, планировали выпустить премьеру оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Шили костюмы, заказывали декорации, я сочинял сцену «Половецкие пляски». Отложили не только премьеру, но и празднование 90-летия театра. Верю, что торжество состоится.

— Балетная школа при Донецком театре, которую вы открыли три десятилетия назад, работает?

— В начале 90-х я создал школу, понимая: если есть школа, значит, у театра есть будущее. Никто из педагогов не уехал, школа работает. Московская и Вагановская академии на неспокойное время приютили часть наших детей в Москве и Петербурге. Марина Константиновна (М.К. Леонова — ректор МГАХ. — «Культура») приняла не только наших учеников, но и воспитанников из Харькова. Не все дети смогли выехать, и причины разные: не подготовлены документы, семья испытывает финансовые трудности, дети командиров остаются дома. Все они ежедневно ходят в школу, и я благодарен этим детям — несмотря на военные действия, они не пропускают ни одного урока. Я для них всегда нахожу время и с ними интенсивно работаю.

— Вернетесь из Москвы и сразу к детям в класс?

— Именно так. Мы с вами разговариваем, а они, уверен, сейчас стоят у станка и делают батман тандю и правильно делают — «пяточкой вперед и мизинчиком закрыть». Они понимают, что только профессионализм и чистота классического танца обеспечат им балетное будущее. Мы видим это по нынешнему конкурсу — учеников вагановской и московской школ определяешь сразу.

— Можете сказать, чем эти школы отличаются?

— Конечно. Работой стоп, рук, точными позициями, осанкой. Московская школа сейчас прекрасна — все высокие, красивые, восхищают воспитанные стопы с большими подъемами. В Петербургской — иные нюансы: внимание к пальчикам рук, позам, приземление в правильные позиции и, конечно, сохранение вагановских традиций в исполняемых вариациях.

— Вы довольны выступлением на конкурсе донецкой ученицы?

— Наша девочка не прошла в финал, но мы такой цели не ставили, времени на серьезную подготовку оказалось недостаточно. Главным было показать себя, напомнить, что мы живы и работаем.

— Вы вспоминаете Московский конкурс, на котором стали золотым лауреатом и фаворитом зрителей?

— Такое не забывается, шел 1985 год, я представлял Донецкий театр и очень хотел не подвести родной балет. После конкурса я взлетел, посыпались приглашения на участие в международных программах, мне открылся мир. Но, главное, я понял то, что могу повторить и сегодня, уже как руководитель: важно владеть русской школой классического танца, остаться ей преданным и развивать традиции русской культуры. Служить тому делу, которое выбрал.

Сейчас наступил момент истины, и каждый должен определить — не для окружающих, а для себя — с кем ты? Я — с российской культурой, с Чайковским, с Пушкиным, с Прокофьевым, который, кстати, уроженец Донецкой области, со школой русского балета.

— С того конкурса прошло 37 лет. Состязание изменилось?

— Конкурс — живая структура. Он преобразился. В современном танце сегодня безграничные возможности. Тогда у нас был, пожалуй, один экспериментатор — Борис Эйфман, его «Двухголосие» на музыку «Пинк Флойд» считалось спорным, сексуальным, его даже запрещали. Номера Эйфмана шли в авангарде — одни ими восхищались, другие — не воспринимали, и это было здорово. Сейчас хореографов много, им в помощь — мощная современная аппаратура. Правда, потрясающими световыми эффектами все и ограничивается.

В классике выросла техника танца. У нас никто не делал тройной со де баск, а сейчас этим прыжком владеют многие. Револьтады в своей балетной молодости я видел только в исполнении Юрия Кузьмича Владимирова, которого мы называли «вертолетом», — сегодня этот прыжок делает почти каждый, мы первыми подтянулись. Шикарным стало вращение, появились новые интересные комбинации движений. Техника развивается потому, что сохраняется основа — русская школа классического танца. Ей я буду верен всегда.

— Ваша жизнь — школа и театр — или есть еще какие-то обязанности?

— Давайте вас удивлю: мое хобби — выращивание яблонь. У меня 24 плодоносящих дерева, я за ними слежу, делаю прививки — на одной яблоне шесть сортов. Идут военные действия, а мы создаем прекрасное — и в театре, и в садах. Работаем интенсивнее, чем в мирное время. Зрители к нам попадают как на праздник, дети «заходят» в волшебную сказку. В этом мы чувствуем миссию искусства.

Вадим ПИСАРЕВ — человек известный в балетном мире — работает в труппе Донецкого театра с 1983 года. Стажировался в Большом театре, побеждал на балетных конкурсах в разных странах, среди его престижных наград — приз ЮНЕСКО «Лучший танцовщик мира». Он с успехом выступал более чем в 200 странах, получал приглашения на работу от разных трупп, но ни одна из них не смогла его оставить. Он всегда возвращался в родной город, столицу шахтерского края, в свой театр Донбасса. В 1992-м создал Школу хореографического мастерства — ее выпускники работают в «Донбасс Опере» и ведущих театрах мира. Многие инициативы Писарева приобрели широкую известность, одна из них — фестиваль «Звезды мирового балета», который имел грандиозный успех.

Фото: Андрей Корниенко / Предоставлены Донецким государственным академическим театром оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко.