Вековой юбилей Вахтанговского театра: цифры, отчеты, «День тишины»

Елена ФЕДОРЕНКО

15.11.2021

Вековой юбилей Вахтанговского театра: цифры, отчеты, «День тишины»

13 ноября Театр имени Вахтангова отметил столетие. За его новейшую историю, связанную с именами худрука Римаса Туминаса и директора Кирилла Крока, на шести сценах поставлено сто семь спектаклей  треть от числа постановок за весь век.

Театр имени Вахтангова готовился к юбилею заблаговременно. Празднование длилось более года и проходило поэтапно, но все-таки Римас Туминас «самой важной и пронзительной датой» считает именно 13 ноября 2021 года. Век назад в этот день на Арбате сыграли «Чудо святого Антония» Мориса Метерлинка в постановке Евгения Вахтангова.

Неделя перед юбилеем выдалась особенно горячей. В ежедневном режиме играли новенький пятичасовой спектакль «Война и мир» по великому роману Льва Толстого. Роли в нем получили артисты всех поколений. Эту премьеру ждали как одно из самых главных событий в рамках плана празднования векового юбилея театра. Этот план был утвержден в 2020 году, а еще раньше, в августе 2019-го, президент подписал указ «О праздновании 100-летия Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова».

Восьмого ноября состоялось итоговое заседание организационного комитета по празднованию юбилея. В роли председателя собрания выступила глава ЦБ России Эльвира Набиуллина. В президиуме отметились статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Алла Манилова, первый заместитель председателя Госдумы Александр Жуков, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский, предправления банка ФК «Открытие» Михаил Задорнов, а также руководители театра. Алла Манилова отметила, что запланированное выполнено «блестяще, как, впрочем, все, что делает Театр Вахтангова».

«Это редчайший случай, — заметила она, — когда театр берет на себя всю нагрузку по подготовке. Так не бывает почти никогда. Можно сказать, что театр не оставил пространства для работы учредителя».

Учредителем театра Вахтангова — одного из самых успешных коллективов России — как раз является Министерство культуры.

Благодаря директору Кириллу Кроку в этом театре любят точность и каждый факт подтверждают цифрами. И приведенная на заседании статистика, охватывающая тринадцать сезонов новейшего периода Вахтанговского театра (Римас Туминас пришел в 2007-м, а через 2,5 года директором стал Кирилл Крок), поражает. За тринадцать театральных лет на разных сценических площадках поставлено 107 спектаклей. Сегодня в репертуаре — 52 сценических произведения, наполняемость зала более 96 процентов. Количество сыгранных спектаклей в 2021 году оказалось больше, чем в допандемийном 2019-м и 2020-м. Все экономические данные не являются тайной за семью печатями, они оперативно публикуются на сайте, который, к слову, в юбилейный год запущен в новом формате.

Из ярких достижений: триумфальные гастроли по разным городам России, фестивали «Вахтанговский — 100» и фест театральных менеджеров (ВФТМ), собравший офлайн более пятисот молодых специалистов, проекты «Вахтанговский форум — 100», «Путь к Турандот», «Театр имени Вахтангова на радио и ТВ», «Вахтанговский музей 3D». Проведена модернизация сцены с заменой верхней механизации и светового оборудования (колоссальные работы велись в летние месяцы, так что театр не закрывался — в этом особая гордость директора). Теперь драматургия света «играет» в спектаклях, дразня воображение зрителей. В рамках подготовки к празднику Банк России выпустил памятную серебряную монету «100-летие Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова». Театр расширяет свою книгоиздательскую деятельность, выпущено немало книг, среди них «Наш Этуш» (автор идеи и составитель —  Елена Этуш, запись и обработка текста — Ольга Белан), двухтомники «Театр имени Евгения Вахтангова 100» и «Вахтанговцы после Вахтангова» Владислава Иванова и Анны Бруссер.

Продолжается реставрации дома во Владикавказе, где Евгений Вахтангов родился и прожил до восемнадцати лет. За тем, как воплощается эта благородная идея, руководство театра следит по видеосвязи едва ли не ежедневно. «Под занавес» заседания подписали соглашение о дальнейшем сотрудничестве и взаимодействии между Театром имени Вахтангова и Министерством культуры Свердловской области, и уже через три месяца зрители Екатеринбурга встретятся с «Войной и миром».

Сегодня у Вахтанговского в Москве не только легендарное историческое здание, но и еще пять сценических площадок. Работают они в параллельном режиме. Все новенькие, чистые, разные — загляденье. Расположены они рядышком — вот и получился Арбатский театральный квартал, в составе которого есть и открытый несколько лет назад музей-квартира Евгения Вахтангова в доме № 12 по Денежному переулку. «Вахтанговская империя добра на Арбате», как называют этот район в театре, ежемесячно показывает 120 спектаклей. Один из секретов успеха —  разножанровость постановок: комедии и трагедии, исторические хроники и сказки для малышей, драмы, водевили, вечера — поэтические, вокальные, танцевальные.

Тринадцатого ноября в театре объявили день тишины, истории, воспоминаний. Праздник получился элегическим и немного грустным. В Вахтанговском театральные процессы сопоставляют с человеком, его нравом, привязанностями, возрастом. А люди, обращаясь даже к светлым и бодрым воспоминаниям, нет-нет да и взгрустнут. Сверять отмечаемую дату с возрастом людским и вовсе печально: Вахтанговскому — больше лет, чем в большинстве случаев отведено прожить человеку. Вероятно, обо всем этом размышлял Римас Туминас, придумывая «тихий вечер». Он провоцировал родную публику на ощущение радости жизни и ее каждого дня: «Будь счастлив, пока живешь, и цени все, что тебя окружает». Если бы сыграли «Принцессу Турандот» или придумали капустник, то по окончании на сцену вышла бы вся труппа, прозвучали бы тронные речи. Тогда можно было бы написать, сколько важных чиновников, руководителей театров, модных артистов, бизнесменов и политических деятелей собрались на юбилей. Но ничего этого не было.

В полдень театр распахнул двери перед всеми желающими. Их встречал утопающий в цветах молодой Евгений Богратионович Вахтангов — памятник великому режиссеру и педагогу установили тоже к столетию театра. По красной дорожке, без билетов и приглашений, зрители проходили в театр, их угощали шампанским и фондю. Зрительный зал открыт. Полумрак. Летят поэтические строки в исполнении вахтанговцев — кумиров разных поколений. Сегодня им отдана сцена. Цецилия Мансурова и Андрей Абрикосов, Павел Антокольский и Юрий Завадский, Дмитрий Журавлев и Юрий Любимов, Юрий Яковлев и Василий Лановой. Я вошла в зал, когда со сцены звучал голос Аллы Казанской, которой Арам Хачатурян посвятил вальс к драме Лермонтова «Маскарад». Ее Нина вышла на сцену за день до начала войны, 21 июня 1941 года.

Зрители садятся, вслушиваются в голоса и интонации, затем выходят в фойе, где приглушенный свет и развернуты любопытные экспозиции. Тут история театра раскрывается через детали декораций, элементы бутафории, пожелтевшие от времени костюмы. «Мадемуазель Нитуш» и «Царская охота», «Посвящение Еве» и «Дядюшкин сон», «Анна Каренина» и «Маскарад», «Соломенная шляпка» и «Мария Тюдор» — спектакль, где блистала Юлия Борисова. Вместе со зрителями по фойе ходят любимые актеры. Завязываются беседы, раздаются автографы, гости фотографируются с хозяевами театра. Милая дама рассказывает Юлии Рутберг о том, как десятки раз смотрела и пересматривала фильмы с участием ее отца — Ильи Рутберга. А вот несколько звездных голов склонились над стопкой старых программок — их принесла поклонница театра, которая ходит на спектакли вахтанговцев с середины 60-х годов. Евгений Князев и Сергей Маковецкий отвечают на вопросы и увлеченно вспоминают театральные истории времен былых и нынешних. Рядом — импровизированные фотосессии Юрия Шлыкова и режиссера Юрия Бутусова, который задает вопросы зрителям, а одну даму даже спровоцировал на устную рецензию на спектакль «Война и мир».

Больше всего посетителей в музее «Пристани», посвященном легендарному спектаклю Римаса Туминаса. К девяностолетию театра он не просто объединил в нем разные актерские поколения, но подарил роли прекрасным актерам почтенных лет. Спектакль играли несколько сезонов, а сейчас он продолжает жить в фотографиях, картинах, памяти. Смотришь на изображения артистов уже далекого прошлого, переводишь взгляд на лица нынешних вахтанговцев и понимаешь, что у них единый генетический код — все-таки здесь служили и служат очень красивые артисты.

В распахнутом просторном пустом кабинете художественного руководителя, куда можно было только заглянуть, отчетливо послышался какой-то шорох и вспомнилась легенда о том, что Евгений Богратионович порой бродит по своему театру. Когда-то я спросила великого актера Юрия Васильевича Яковлева, верит ли он в это предание, он ответил: «Думаю, это так — какие-то странные звуки иногда раздаются. Может, потому что мы все рядом? По теории рукопожатий нас с Вахтанговым разделяет только одно: Мансурова — лучшая любимая ученица Вахтангова, а я — ее первый ученик». В рабочем кабинете худрука Михаила Ульянова осталось все так, как было при его жизни. Здесь мне довелось брать у Михаила Александровича интервью накануне 80-летия театра. Он неважно себя чувствовал, но говорил жизнеутверждающе: «Красота театрального мира, радость игры — основы вахтанговского мастерства. Наш театр всегда чуть больше играет, чем отображает. Мы все полюбили его навсегда». И еще сказал: «Моя большая надежда на Римаса Туминаса, он приступает к репетициям «Ревизора», и его творческий метод отличается тем, что он классические, «отутюженные временем» произведения решает современно и необычно».

В девятнадцать часов всех пригласили в зрительный зал — на световое шоу, как сказали капельдинеры. На панели вдоль всего зеркала сцены появлялись имена ушедших артистов, буквы увеличивались и уменьшались, растворялись и появлялись вновь. Всего несколько минут публика безмолвствовала — потом до самого финала этого необычного зрелища люди поднялись со своих мест и истово аплодировали. Вы думаете, праздник завершен? Нет. В начале следующего года по Арбатской-Покровской линии метро побежит поезд «Театру Вахтангова — 100». Много радости — это по-вахтанговски!

Фотографии: Кирилл Зыков / АГН «Москва».