Возвращение олененка

09.01.2020

Алексей КОЛЕНСКИЙ

11 и 12 января на вахтанговской сцене пройдет премьера первого спектакля театра «Золотой витязь». 31 января пластическую сказку «Бемби» по мотивам повести Феликса Зальтена увидят зрители Концертного зала «Измайлово», а затем она отправится в гастрольный тур по городам России и зарубежья. Корреспондент «Культуры» побывал на репетиции и пообщался с соавтором спектакля, народным артистом РФ Николаем Бурляевым.

В 1985 году на экраны вышла романтичная экранизация «Детство Бемби». Постановщица Наталья Бондарчук сыграла маму олененка, роль отца доверили Марису Лиепе, а маленького Бемби — восьмилетнему Ивану Бурляеву. Николай Бурляев воплотил взрослую ипостась персонажа и сочинил несколько песен, ставших лейтмотивом ленты. Эти вещи, а также не вошедшие в картину стихи легли в основу пьесы, на 30 лет отложенную автором в долгий ящик.

«Это был неправильный поступок, — признается Николай Петрович, — на сказке могли воспитываться поколения зрителей, ведь мои стихи отрицают убийство всего живого. У увлекавшегося охотой Зальтена этого нет.

Фото: Кирилл Зыков/mskagency.ruИдея постановки сложилась довольно неожиданно. Однажды ко мне обратился режиссер уссурийского театра и попросил дать пьесу для постановки, я согласился. Потом выбрался на премьеру «Бемби». Особых надежд не питал — думал, ну что они там, на краю земли, мне покажут? И был заворожен — полтора часа буквально парил в невесомости шедевра с этническими мотивами: шаманами, бубнами, оленями... Ни дети, ни взрослые не скрывали слез. Со мной в ложе сидел гость, когда сказка кончилась, он признался: если бы увидел спектакль раньше, никогда не взял бы в руки ружье.

В прошлом году Илзе Лиепа предложила сыграть летописца в гала-спектакле  Большого театра «Князь Владимир», и я после 55-летнего перерыва вышел на сцену. Во время репетиции спустился в партер и увидел потрясающий танцевальный номер с участием драматических артистов. Передо мной открылся целый мир пластически воплощенных мыслей, элизиум хореографической философии. Не удержался, подлетел к балетмейстеру Елене Богданович и сказал: «Вы сотворили настоящее чудо, Григорович отдыхает!» Потом мы отправились с гастролями в «Артек», и там, на пляже, я поделился дальневосточными впечатлениями и прочитал несколько стихотворений из «Бемби». Она сразу загорелась: «Я это поставлю, я уже вижу, как это сделать!» 

театр песка Сергея НазароваК нам присоединилась художница Елена Котова, придумавшая костюмы Открытия сочинской Олимпиады, и уникальный художник Сергей Назаров, работающий в технике песочной анимации с элементами музыкально-световой импровизации. Богданович провела кастинг и выбрала пять девушек и пять парней из 150 лучших танцовщиков Москвы. Мы репетировали день и ночь под партитуру Баха и Моцарта, сочетая слово, пластику, свет и звук с полным эффектом погружения…»

Надежды на успех оказались не беспочвенны: Богданович и Бурляев превратили сказку в рождественскую мистерию, глубоко прочувствованную труппой. Ни один рисунок не выпадал из пластической канвы, в каждом эпизоде удалось явить природную суть инсценированных времен года и стихий, соучаствующих в становлении героя (трогательный «олененок» Арсений Тарасенко достоин отдельных похвал).

Фото: bambi2020.ruОсобая песня — костюмы Елены Котовой, складывающиеся в энергичные импрессионистские рисунки трепещущего осеннего леса и играющих оленят, мерцающе-льдистого озера и резвящихся рыбок, цветущего летнего луга и порхающих бабочек. Хореографическими соавторами сказки обещают стать световые краски и песочный экран, исполняющий роль одухотворенной декорации, «подхватывающей» танец бурей снежинок, россыпью дождевых капель, мерцанием звезд и вальсом солнечных лучей. Между тем «Бемби» вовсе не является парадом-алле эффектных метаморфоз. Главное в постановке — органика детского мироощущения, зачарованность чудом непрестанного сотворения мира.

Готовящаяся постановка свидетельствует о формировании сценического образа семейной рождественской сказки, созданной магией инновационных, бесшовных пластически-визуально-музыкальных эффектов и поэтического слова. Особенно отрадно, что «Бемби» не останется достоянием столичных театралов, а отправится в большое путешествие по нашей Родине и зарубежью.


Фото на анонсе: bambi2020.ru



Распечатать

Поделиться

Назад в раздел
Оставить свой комментарий
Вы действительно хотите удалить комментарий? Ваш комментарий удален Ошибка, попробуйте позже
Закрыть
Закрыть