Без «Пристани», но с «Эпосом хищника»

Виктория ПЕШКОВА Ксения ПОЗДНЯКОВА , Денис СУТЫКА

12.09.2019

Театры продолжают делиться планами на предстоящий сезон.

Предъюбилейный 99-й сезон Театр имени Вахтангова открыл «Пер Гюнтом» Ибсена в постановке Юрия Бутусова, а накануне художественный руководитель Римас Туминас объявил планы, в числе которых постановки по Гоголю и Лермонтову, «Баба Шанель» Коляды, «Превращение» Кафки, читки «Войны и мира» Толстого и многое другое.

Говоря о наполнении новыми спектаклями шести сценических площадок театра, худрук отметил, что, существуя в таком бешеном темпоритме, очень важно сохранить себя.

— Главное, чтобы наши сцены не растаскали наши души, не расплескали все накопленное и драгоценное, что у вас есть. Важно рассчитывать силы и помнить, что никто вас не спасет, а спасете себя лишь только вы сами.

В ноябре вахтанговцы представят спектакль по пьесе Николая Коляды «Баба Шанель». Режиссером выступит сам автор. Иван Поповски поставит «Мертвые души» Гоголя, а Йозуа Резинг — «Превращение» по Кафке. На сцене «Студия» Анна Горушкина выпустит спектакль «Платонов. Рассказы», Наталья Ковалева — «Материнское поле» по Чингизу Айтматову. В мае французский режиссер Клеман Эрвьё-Леже представит на Новой сцене «Двойное непостоянство». Режиссер Михаил Станкевич возьмет в работу «Седьмую печать» Ингмара Бергмана. Габриэлла Туминайте попробует найти «Героя нашего времени» Михаила Лермонтова. В Арт-кафе Александр Коручеков поставит «Сказку о попе и работнике его Балде». Сам Римас Владимирович попытается осуществить свою давнюю мечту — выпустить «Войну и мир» Толстого.

— Хочу зачитать вам выдержку из Льва Толстого: «Терпеливое осмысление жизни и смерти, войны и мира, это тихий стон человека, земли и вечный трагизм его стремления к счастью». Вдумайтесь: тихий стон человека и земли. Это уже определяет некую стилистику, запах, дух произведения, которое может превратиться в сценический вариант, — отметил Туминас.

Несмотря на то, что вахтанговцам предстоит насыщенный сезон, в том числе и гастрольный, худрук всерьез задумался о праздновании 100-летия театра, которое, согласно указу президента России Владимира Путина, будет отмечаться на общероссийском уровне.

— Дата известна: 2021 год, 13 ноября, суббота. Я думал, мы как-то по-домашнему отметим... Была идея закрыть театр на три дня в память о наших ушедших великих артистах. Мол, пусть они там соберутся, попируют в тишине. Мы бы встретились в кафе, поговорили о театре, о том, как хочется туда зайти, но нельзя. И вот когда бы мы туда, наконец, вернулись, то нашли бы театр столетним. Как красиво это можно было сделать. Но, к сожалению, нет! Есть указ. А значит, требуется торжество, — сыронизировал Туминас.

Римас Владимирович призвал коллег делиться идеями и объявил, что будет создан худсовет по празднованию юбилея. Впрочем, в свойственной ему манере он сообщил, что начало празднования уже придумал:

— Представьте: Арбат, суббота. Можно начать в 4 часа дня. Пригласить все театры... Может быть, даже Омск, Вильнюс, Стамбул. Выстроить от самой Смоленки колонну из театров. Все проходят, а мы сидим под сенью театра. Нам несут подарки, мы их складываем, а процессия движется дальше — к ресторану «Прага».

Артисты поддержали идею дружной овацией.

Вообще, в этот день Римас Владимирович был щедр на афоризмы, метафоры и иронию. Обращаясь к актерам, он вспомнил притчу о пророке Данииле, которого посадили в клетку со львами.

— Думали, он погибнет. Но когда утром пришли, то увидели, что львы спят, а пророк сидит как сидел. Его спросили: «Как же так?!» Он ответил: «Я не смотрел на львов! Я смотрел на Бога!» Так вот, ничего вы со мной не сделаете! — с улыбкой обратился Туминас к труппе. И продолжил уже более серьезно:

— Прошу всех: не тратьте время на то, чтобы «раскрыться», «вложить душу», «выразить себя для зрителя». Все это наивность и фальшь. Удача приходит только лишь тогда, когда вы пройдете долгий путь к человеку, к автору произведения, к его персонажам, а для этого надо вчитаться. Это порой мучительно, не всегда увлекательно, но в один прекрасный день все-все вспыхнет: картины, образы, эпоха, звуки, ароматы. Только успевай монтировать.

Также худрук объявил, что один из самых кассовых спектаклей «Пристань», в котором блистали легенды вахтанговской сцены, будет закрыт.

— Мы прожили с ней почти семь лет, сыграли 154 раза, но жизнь неумолима, и «Пристань» растворяется в тумане времени. Многие ожидали ее возвращения в репертуар, но надо признать, что это невозможно, и спектаклю пора перейти в нашу память, в музей. На «Пристани» стало тихо, грустно, но светло.

В зрительском фойе в честь спектакля открыли мемориальный зал, где представлены личные вещи артистов и костюмы из спектакля.

Театр имени Моссовета еще в августе начал работу над первой премьерой сезона: режиссер Нина Чусова репетирует одну из самых жестких шекспировских трагедий — «Ричарда III» c Александром Домогаровым в заглавной роли. В январе Андрей Кончаловский планирует взяться за «Амадея» Питера Шеффера. Постановка по мотивам произведений Чехова, над которой вместе колдуют Юрий Еремин и Алла Сигалова, носит пока рабочее название «Ялта». Этим спектаклем моссоветовцы собираются открыть новое сценическое пространство — «Театр в фойе». А на сцене «Под крышей» Рустам Хамдамов выпустит свою версию знаменитого «Бульвара Сансет»: культовый фильм Билли Уайлдера, снятый в 50-х годах, уже имеет внушительный «провенанс» самых разных сценических воплощений — забытые звезды есть, увы, не только в Голливуде. Главную роль сыграет Нина Дробышева. Кроме того, режиссерская коллегия театра рассматривает несколько предложений от молодых постановщиков. Чем закончатся переговоры, станет ясно ближе к концу года.

Театр имени М.Н. Ермоловой по традиции откроет сезон спектаклем «Оркестр мечты. Медь». А дальше поклонников этой труппы ждет сюрприз: для премьеры минувшего сезона — спектакля «Господин Слуга», поставленного Юрием Квятковским по пьесе Ричарда Бина, — за лето была сделана новая сценическая редакция. Держат ермоловцы интригу и относительно первого значимого события сезона: 22 октября будет представлен новый проект театра и Саши Петрова под названием «Эстафетное интервью». Принцип прост, как все гениальное, — одна знаменитость берет интервью у другой, другая у третьей и так далее. Никаких деталей худрук театра Олег Меньшиков раскрывать не стал. Сказал только, что эта идея и ему пару лет назад в голову приходила. Видимо, час настал.

Сам Меньшиков планирует поставить на Новой сцене спектакль по пьесе Джона Осборна «Оглянись во гневе». Время «рассерженных молодых» и воплощено будет молодыми: актеры, занятые в постановке, не должны быть старше 24 лет. Режиссер готов к эксперименту и даже собирается объявить на этот проект дополнительный кастинг. Премьера ожидается в конце сезона. А в ноябре в этом же пространстве недавний выпускник мастерской Олега Кудряшова Филипп Гуревич представит свое видение классической комедии Александра Островского «Светит, да не греет». Несколько позже другое молодое дарование — Сергей Окунев, студент 4-го курса мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова в ГИТИСе, выпустит спектакль по пьесе Ирины Васьковской «Рэйп ми», участвовавшей в конкурсе «Любимовка».

На Основной сцене править бал будут мэтры. Валерий Фокин возьмется за пьесу Кирилла Фокина «Честная женщина»: музыку к постановке пишет Александр Бакши, над сценографией работает Семен Пастух, а в главной роли будет блистать Марина Неёлова. Премьера назначена на февраль 2020 года. В мае Дмитрий Акриш намерен выпустить «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи. А Евгений Марчелли весной начнет репетиции горьковских «Дачников», которых публика увидит уже в начале следующего сезона. Ну и помимо всего этого, ермоловцы продолжат «читки» сценариев любимых фильмов в рамках проекта «Кино на сцене». Какие картины будут «озвучены», пока держится в секрете.

В «Содружестве актеров Таганки» главной премьерой сезона станет спектакль Николая Губенко «Прямая линия», в «соавторы» худрук взял Василия Шукшина, Максима Горького, Юрия Полякова и Владимира Завикторина. Немецкий режиссер Зигфрид Кюн начинает работу над не утратившей актуальности брехтовской пьесой «Карьера Артуро Уи». Наталья Старкова трудится над постановкой с рабочим названием «Докторъ А.П. Чеховъ», а Екатерина Королева репетирует спектакль «Дурак — это хорошо!» по произведениям Надежды Тэффи.  

Театр на Таганке открывает сезон российской премьерой мюзикла Джейсона Роберта Брауна «Последние пять лет» в постановке Алексея Франдетти.

На октябрь запланированы сразу две премьеры: на Основной сцене выйдет «Горка» Алексея Житковского в постановке Данила Чащина, а в зрительском фойе — спектакль Александра Баркара по «Эпосу хищника» Леонида Каганова.

В рамках режиссерской лаборатории «Репетиции» Андреас Мерц работает над постановкой по мотивам фильма Мартина Скорсезе и Пола Шредера «Таксист», а Андрей Гончаров — над «Старухой» по одноименной повести Даниила Хармса. Вообще, у «Таганки» большие лабораторно-экспериментальные планы на стыке театра, кинематографа и digital-технологий, с привлечением Тимура Бекмамбетова и Эндрю Квинна, создателя спецэффектов к фильмам «Матрица» и «Расхитительница гробниц». Станут ли эскизы, созданные в ходе «лабораторных испытаний», полноценными постановками или так и останутся достоянием территории поиска, покажет время.

Во второй половине сезона публике будут явлены мольеровский «Тартюф» в постановке Юрия Муравицкого и «Снегурочка» Островского, над которой будет работать Денис Азаров. К 75-летию Победы в Великой Отечественной войне драматург Ася Волошина создает сценическую версию повести Веры Пановой «Спутники», по которой в свое время был снят замечательный фильм «На всю оставшуюся жизнь». Режиссером постановки выступит Денис Хуснияров.

В юбилейный 70-й сезон режиссер Юрий Бутусов завершит в Театре Пушкина брехтовский триптих постановкой «Мамаши Кураж», а художественный руководитель Евгений Писарев попробует «сыграть» на новом для себя поприще, поставив пьесу Пьера де Мариво «Ложные признания».

Новый сезон Театр Пушкина открыл выставкой фотографий Михаила Рыжова. Автор запечатлел артистов во время репетиции, в гримерных, на сцене и за кулисами.

В октябре режиссер Олег Пышненко представит спектакль «Инспектор пришел» по Пристли с Григорием Сиятвиндой в главной роли. На сборе труппы Евгений Писарев напомнил, что мировая премьера этой пьесы состоялась в 1945 году в Камерном (ныне Театр Пушкина) и лишь спустя два года ее поставили на родине автора. Владимир Моташнев покажет «Игру любви и случая» Пьера де Мариво. Оба спектакля выросли из лаборатории, придуманной худруком для своих актеров, которые хотели попробовать себя в режиссуре.

Сам Евгений Писарев поставит «Ложные признания» с Викторией Исаковой, которой на днях было присуждено звание заслуженной артистки России, Верой Алентовой, Андреем Заводюком, Таисией Вилковой и другими. Премьера намечена на апрель. Молодой режиссер Семен Серзин представит сценическую версию романа Льва Толстого «Воскресение». Также Евгений Писарев ведет переговоры с режиссерами Евгением Марчелли и Дмитрием Крымовым, но пока конкретных названий и дат премьер оглашено не было.

В декабре труппа широко отпразднует юбилей Камерного театра. Худрук сообщил, что в вечере, посвященном истории этого места и людям, с ним связанным, будет задействована вся труппа, а также приглашенные артисты Сергей Лазарев и Александр Феклистов.

Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов озвучил планы на новый сезон. «Смысловой мотив нашего сезона — человек в эпоху глобальных потрясений. Это, разумеется, не жесткая рамка, а некая общая тема, над которой мы предлагаем подумать. Речь идет о разных эпохах и разных ракурсах, об исторических персонах и обычных людях, — отметил Миронов. Так, на Основной сцене режиссер Андрей Могучий поставит «Сказку про последнего ангела». В основу лягут тексты Романа Михайлова, Павла Луцика и Алексея Саморядова. Тимофей Кулябин постарается склеить «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста. Евгений Марчелли окунется в «Село Степанчиково и его обитателей» Федора Достоевского. Алвис Херманис поставит байопик, посвященный последнему президенту СССР Михаилу Горбачеву. «Советский Союз развалился, как я раньше думал, по экономическим причинам. Сейчас я так не думаю. Это произошло благодаря одному человеку — Михаилу Сергеевичу Горбачеву, который решил изменить мир. Сотни миллионов людей стали свободными, а уж то, как они распорядились этой свободой — их персональное дело. И вот я думаю, что про этого человека стоит сделать спектакль», — пояснил режиссер. На главные роли утверждены Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. Как отнесется публика к столь неоднозначной трактовке истории, узнаем уже в 2020 году. Откроет же сезон «Дядя Ваня» в постановке Стефана Брауншвейга (интервью с постановщиком читайте на странице 9).

Малую сцену ждет спектакль «Наше всё…» Тургенев. Метафизика любви» (режиссер Дмитрий Сердюк). Олег Долин обратится к «Лекарю поневоле» Жан-Батиста Мольера. Талгат Баталов перенесет на сцену роман культового французского писателя Мишеля Уэльбека «Покорность».

Новое Пространство Театра Наций открывает сезон 20 сентября музыкальной программой «Новый мир», придуманной режиссером и перформером Владиславом Наставшевым в дуэте с композитором Иваном Лубенниковым на стихи поэтов XX века. Здесь же состоится AR-инсталляция «Я убил царя» Михаила Патласова.

Для Центрального академического театра Российской армии наступивший сезон тоже юбилейный — 90-й. Но это не единственная знаковая дата: 80-летие отметят народные артистки России Алина Покровская и Лариса Голубкина и… «армейская звезда» — само здание театра на Суворовской площади, а худрук труппы Борис Морозов — 75-летие. Глава «армейцев» собирается восстановить один из легендарных спектаклей этого театра — «Барабанщицу» по пьесе Афанасия Салынского. Спектакль, поставленный Абрамом Окунчиковым, много лет не сходил с афиши, главную героиню — отважную подпольщицу Нилу Снижко, оказавшуюся в родном городе чужой среди своих, играли блистательные актрисы — Людмила Фетисова, Людмила Касаткина, Алина Покровская. Премьера запланирована на ноябрь.

Режиссер Андрей Бадулин на Малой сцене выпустит «На всякого мудреца довольно простоты», а маленьким зрителям к новогодним праздникам подарит «Сказку среди бела дня» замечательных советских волшебников Виктора Витковича и Григория Ягдфельда.

Во второй половине сезона работы покажут приглашенные режиссеры: Дмитрий Астрахан решил перенести на сцену историю, которую он рассказал в своем фильме «Леди на день», а Василий Бархатов поставит мюзикл «Святая Анна».

На экспериментальной сцене продолжит действовать Лаборатория молодых режиссеров: эскизы, заявленные в прошлом сезоне, станут полноценными постановками. Новые спектакли представят режиссеры Филипп Виноградов и Грета Шушчевичуте.


Фото на анонсе: Максим Григорьев/ТАСС