Безумный день или женитьба

Анна ЧУЖКОВА

24.12.2012

В МХТ имени Чехова с размахом сыграли свадьбу. Кречинского.

Замысел поставить трилогию Сухово-Кобылина в Художественном театре зрел уже давно: пару лет назад объявляли, что за «Картины прошедшего» возьмется Юрий Бутусов. Видимо, не срослось, и ответственный заказ сразу на три спектакля достался молодому латышскому режиссеру Виестурсу Мейкшансу, уже «проверенному»: в прошлом сезоне на Малой сцене вышел его «Каренин».

Итак, промотавшийся дворянин, заядлый игрок и гуляка (Александр Голубев), решает поправить свое состояние, выгодно женившись на купеческой дочке, Лидии Муромской (Наташа Швец). Несмотря на усердия свахи, Лидиной тетки Атуевой (Янина Колесниченко), очарованной московским светом и галантностью жениха, и вопреки желанию самой невесты, свадьбу сыграть не суждено. Порочное прошлое и карточные долги преследуют Кречинского и не дают свершиться задуманному.

В МХТ трилогию еще ни разу не ставили, тем интереснее смотреть на первый опыт и тем удивительнее обнаружить на сцене что-то вроде декораций к «Алисе в Стране чудес». Из подполья вырастает бункер, залитый розовым светом — дом Муромских с низенькими потолками и карликовыми дверками. Куда просторнее квартира разудалого кутилы Кречинского — здесь мог бы поселиться циклоп. Огромная десятиметровая дверь, там и тут расставлены стремянки: до розетки и выключателя без них не дотянуться. Царь-сгущенка и Царь-водка помещаются в непомерных размеров, адекватном желудку разве что Пантагрюэля, холодильнике. Вдобавок морозные недра способны уместить целый ансамбль горячих грудастых танцовщиц. Правда, пожалуй, только этими фокусами, да еще и парадным выходом на сцену золотого унитаза размером с джакузи, исчисляются достоинства постановки.

И если несуразные декорации вызывают хоть какое-то любопытство, то несуразные герои — лишь недоумение. Горемыка Нелькин (Александр Усов) оказывается жалким пропойцей. Ольге Барнет досталась роль слуги Федора, который почему-то появляется в виде беспощадного якудзы. Когда свирепый дзанни распускает руки, с колосников спускается табличка «Сцена насилия 16+». Атуева предстает и вовсе каким-то карикатурным роботом-домоправительницей, с нечеловеческим смехом. Железная леди готова кинуться накладной грудью (и здесь сказалась мания постановщиков к гигантизму) в атаку за счастье любимой племянницы. Есть что-то в этой рыжей бестии от Фрекен Бок, так что на фоне этой колоритной особы главный злодей вовсе теряется. Из Кречинского режиссер решил сделать то ли серого кардинала, то ли серую мышь: появление на сцене авантюриста осталось бы незаметным, если б не целый оркестр, неизменно сопровождающий героя.

Трудно сказать, почему все эти люди сошлись в одном спектакле — то ли несмешной комедии, то ли детективе без интриги. «Сорвалось!» — скажет Кречинский под занавес. Кажется, что сорвалась не только свадьба... Что ж, посмотрим, как Мейкшанс возьмется за «Дело» — второй спектакль трилогии обещают выпустить уже будущей весной.

«Свадьба Кречинского»

МХТ им. Чехова

А.В. Сухово-Кобылин

Режиссер Виестурс Мейкшанс

Сценография: Рейнис Сухановс

В ролях: Александр Голубев, Янина Колесниченко, Игорь Хрипунов, Николай Чиндяйкин, Наташа Швец, Александр Усов, Ольга Барнет...