Plata за успех

Елена ФЕДОРЕНКО

24.05.2018

В Концертном зале имени Чайковского Балет Игоря Моисеева показал «Танго Del Plata» — первый спектакль, рожденный после ухода великого хореографа.

Как при Мастере, так и сейчас танцовщики держат высокую планку, хотя многим из них не довелось испытать радость личной встречи с гением. Коллективу по-прежнему восторженно рукоплещет весь мир. В репертуаре ансамбля бережно сохранены все моисеевские шедевры, а их более трех сотен, но полноценный спектакль, развивающий традиции уникального коллектива, появился впервые после кончины Игоря Александровича. Премьера «Танго Del Plata» аргентинского балетмейстера Лауры Роатта — из числа мощных театральных событий.

Идея создания принадлежала художественному руководителю ансамбля неутомимой Елене Щербаковой: «Мне давно хотелось объединить танго, традиционное и современное, с элементами contemporary dance. Мечтала представить танго не таким, каким привычно его видеть на эстраде или в шоу, а сквозь призму моисеевского наследия, в том числе и режиссерского. Объединить не одну-две пары артистов, а большую группу участников, найти хорошую, но не растиражированную музыку. В поисках талантливого хореографа, обладающего нетривиальным почерком, я обратилась к своему другу Мигелю Леви, с которым Ансамбль много сотрудничал во время аргентинских гастролей. Он ответил сразу: «Такая индивидуальность — только одна, Лаура Роатта, записывай телефон». Ребятам было трудно, но безумно интересно. По стилю и лексике танго — полная противоположность моисеевской школе танца, основанной на классике, — с ежедневным станком, работой над плие и виртуозными прыжками. В танго техника другая. Про этот танец говорят: одно тело и четыре ноги, двое становятся единым и неделимым целым. Русская традиция — иная: даже когда исполнители вблизи друг от друга, между ними — всегда воздух, дыхание, расстояние, хоть и минимальное. Думаю, что Игорь Александрович был бы доволен нашим «Танго Del Plata», потому что заложенная им основа сохранена, и это — широта движений, охват всей сцены и, конечно, сюжет и смысл. Осуществить дорогостоящий проект помог Газпромбанк».

Моисеев любил танго, во время гастролей по Латинской Америке изучал его секреты, написал его сочный парадный портрет в «Вечере в таверне». Новорожденный спектакль дает совсем иной образ. Ведь танго — неисчерпаемо. Цикл филигранно поставленных номеров — не коллекция вариантов и уж тем более не демонстрация универсальных возможностей артистов. Танцы объединены четкой структурой и сюжетом. Восемь эпизодов образуют сложную композицию, и каждый рассказ — своя история с развитием характеров и отношений, с темпераментом, открытым, бьющим через край и внутренним, потаенным. Массовый мужской танец погружает в невероятный водоворот силы, дуэты, счастливые и печальные, пульсируют романтикой притяжения. Дерзкое соперничество и отчаянная ревность, торжество страсти и горечь расставаний. Каждый вписан в сюжет, рассказанный стильно, изобретательно, музыкально, изысканно. Соединяет действие роскошная роковая красавица (Анастасия Сорокина) в длинном платье. Она внимательно следит за героями, то сохраняя дистанцию, то резко вмешиваясь в происходящее. Как дирижер настраивает танцевальный ансамбль на верный тон и фокусирует внимание зрителей на отношениях определенной пары. В каждой сцене сплетаются разные эмоции: задумчивые и буйные, ироничные и блаженные, яркие и эфемерные. Достойное молодое пополнение славного коллектива радостно врывается на территорию танго, существует на максимуме возможностей, подчиняя себе и строгую графику композиций, и акробатические поддержки, и виртуозные па.


Лаура Роатта: «О работе с моисеевцами даже мечтать не смела»

Сразу после премьеры «Культура» расспросила хореографа Лауру Роатта.

культура: Кто та дама, которая так вольно распоряжается танцующими?
Роатта: Хранительница и повелительница танго Венусина из мира фантазий композитора Астора Пьяццоллы и поэта Орасио Феррера. В мифологической  героине сосредоточена волшебная сила — она испытывает чувства влюбленных, влияет на их отношения, разлучает и соединяет сердца, выстраивает судьбы, решает — кому пылкая страсть, кому — лютая ненависть.

культура: Как Вы, классическая балерина, «пришли» к танго?
Роатта: Да, я танцевала в театре «Колон», затем прошла школу Бежара в Брюсселе, осваивала в Нью-Йорке систему Марты Грэм и Триши Браун, в Аргентине обучалась современному джазу. А в один прекрасный день подошла к теме танго и так заинтересовалась, что решила остановиться в своих поисках. Самое интригующее для меня — скрещение танго с танцевальными техниками, которые я так долго и усердно постигала.

культура: Приглашение от знаменитого моисеевского коллектива оказалось неожиданным?
Роатта: Об этом я даже мечтать не смела. Когда мне позвонила Елена Щербакова с предложением создать спектакль специально для Балета Моисеева, я чуть со стула не упала — это же моя любимая труппа.

культура: Когда же Вы ее полюбили? 
Роатта: Поклонницей моисеевцев стала более сорока лет назад. Тогда я была студенткой Института искусств театра «Колон». Шел 1977 год,  моисеевцы гастролировали по Латинской Америке и выступали в Луна Парке — самой большой и престижной аргентинской площадке. Я впала в такой восторг, что побывала на 27 из 35 показанных спектаклей. В девятитысячном зале каждый вечер — аншлаг, этого рекорда с тех пор никто еще не побил. Через 11 лет, в 1988-м, ансамбль вновь вернулся в Буэнос-Айрес, тогда я показывала Игорю Александровичу движения танго. Это — счастливое воспоминание моей жизни.

культура: Название спектакля «Танго Del Plata», связано с серебром, ведь так переводится с испанского «Plata»?
Роатта: Мы говорим не о благородном металле, а о широкой и прекрасной реке, которая называется «Серебряной». На ее берегах стоят Монтевидео, Буэнос-Айрес, а неподалеку — знаменитый городок-курорт Мар-дель-Плата, где зародилось танго и появился на свет Пьяццолла.

культура: Как Вам сочинялось в Москве?
Роатта: Поняла, что темперамент моисеевских танцовщиков сродни аргентинскому. Эмоционально мы близки друг другу, поэтому артисты не только отлично освоили танго, но сделали его более красивым и выразительным. Ребята обладают какой-то удивительной внутренней силой и просто феноменальными способностями. Мне кажется, что в танго они внесли даже какие-то свои элементы, обогатили этот «самый аргентинский из всех танцев». Самым трудным было не освоить виртуозности техники — тут моисеевцам нет равных, а постичь такие простые элементы, как стиль походки, способы остановки после ходьбы, манера поворота головы или движения плеча. Эти нюансы вызывали наибольшие проблемы. Я очень довольна результатом и считаю, что ребята могут дальше совершенствовать свои умения.

культура: Мы привыкли, что танго — это любовь, страсть, а что для Вас танго?
Роатта: Стиль жизни. В разновидностях танго заложено все: мысли, чувства, социальное самосознание, способ существования, отношение к миру. Люблю танго меланхоличные, чувственные, сексуальные. Этот танец может выразить все эмоции и без слов рассказать обо всем.


Фото на анонсе: ГААНТ им. Игоря Моисеева