От мала до велика

Анна ЧУЖКОВА

29.11.2013

В Театре Наций показали спектакли-лауреаты XI Фестиваля театров малых городов России. 

На июньском пятигорском форуме жюри во главе с Ольгой Остроумовой выбрало две камерные постановки. «Фрекен Жюли» московской публике показала новокуйбышевская студия «Грань». Пьесу Стриндберга преподнесли в обрамлении пластических этюдов. «Короли и капуста» приехали из Удмуртии — города Глазова. Спектакль создан в технике вербатим. То есть в основе его лежат интервью с «живыми людьми, по большей части нормальными», — объяснил режиссер Дамир Салимзянов. Ничего общего, кроме названия, с повестью О. Генри постановка не имеет. Авторами в программке значатся «граждане РФ», они же стали героями. Обыкновенные горожане жалуются на неустроенную жизнь (перфоратор молотит, соседский кот гадит прямо на коврик, в подъезде краской воняет) и расхваливают дачный досуг. Еще бы! Жизнь скрашивают приятные мелочи: одни кайфуют после бани, у других — огурец в теплице вон какой смешной вырос. К тому же на огороде ты сам себе король: «Здесь даже работать отдых. Все ж для себя. Никто тебе ничего». 

Созвучно открывал показ Евгений Миронов: «Закрадывается мысль, что именно там (вдалеке от Москвы. — «Культура») происходит развитие». В провинции занимаются искусством не за деньги, а потому что не могут иначе — убежден худрук Театра Наций. «Там чаще происходят настоящие импульсы, потому что люди находятся в таких экзистенциальных обстоятельствах, когда необходимо понять, ради чего существовать».

Едва закрыв фестиваль, здесь обсуждают следующий. В 2014-м театры малых городов впервые приедут в Подмосковье. Коломна уже готовится принять гостей. Каждый год число участников увеличивается. Хотя, как признается Миронов, вопрос коммерческого репертуара в глубинке стоит остро: «В Театре Наций можем себе позволить фестивальное искусство, и пусть зрители уходят. Мы наглые. Но в провинции жизнь тяжелее — хочется простых эмоций». 

Кстати, долгое время форум проходил в столице. Но Евгений Миронов отправил его на гастроли: «Фестиваль становится двигателем решения проблем. Предположим, есть город (не буду называть какой), где старинный театр находится на реконструкции, и этот процесс застопорился. А мы хотим его немножко подтолкнуть. Объявим, что через два года в нем планируем проводить следующий смотр. И будем надеяться, что люди в нужных структурах нас услышат».