В МХТ попросили помощь зала

Анна ЧУЖКОВА

03.11.2012

На Малой сцене Художественного театра поставили пьесу Агаты Кристи «Свидетель обвинения».

Имеются: труп, завещание и молодой мужчина, чье алиби не вызывает доверия. Задачу с одним неизвестным «Y», то есть убийцей, расследуют на сцене. В роли обвиняемого — Игорь Верник. Вынести приговор должны мы, зрители, назначенные присяжными. Помогать в принятии решения будут обаятельный адвокат Сэр Уилфрид (Сергей Чонишвили) и убежденная в своей правоте прокурор Майерс (Евгения Добровольская).

Декорацией служат массивные скамьи и столы темного дерева — консервативная обстановка английского суда, где юристы в париках и мантиях. Здесь настоящая борьба. С огоньком выступает прокурор, приводя все новые неоспоримые доводы. Ее излишний напор сдерживает адвокат Сэр Уилфрид со спокойным, завораживающе красивым голосом. Как бывает в свежем спектакле, реплики еще путаются, перебивают друг друга, но живой атмосфере судебного расследования это идет только на пользу. Выстоять перед аргументами театральных звезд — для зрителей задача непростая, ведь играют они убедительно, и верить хочется обоим. К тому же карты путает очаровательная блондинка Ромэйн, жена обвиняемого, в исполнении Ренаты Литвиновой.

Это уже второй спектакль Мари-Луиз Бишофберже в МХТ, ему предшествовала загадочная «Шага». И вот режиссер вновь преподносит Ренату Литвинову в главной роли. Сильная, независимая Ромэйн достает изящный мундштук и прикуривает от зажигалки, презрительно потушив предложенную адвокатом спичку. Неуловимая, как этот сигаретный дым, удивительная женщина сводит с ума пытливого адвоката и интригует зрителей. Каждый выход — новый туалет от туфель до вычурной шляпки, но вновь в прежнем амплуа. Холодна и красива, к тому же иностранка, кажется, из Германии. Сравнения с Марлен Дитрих, сыгравшей эту роль в фильме Билли Уайлдера в 1957-м, неизбежны, хотя и бессмысленны. Рената Литвинова сама по себе — устоявшийся бренд, сложенный из придыханий, жеманности и особого обаяния.

Противоположность чарующей Ромэйн — старая дева Джанет Маккензи (Полина Медведева), экономка убитой. На нее не взглянешь без улыбки: жадная, подозрительная, похожая на злую маленькую собачку.

«Свидетель обвинения» — спектакль простой, не вполне пока слаженный и даже не оригинальный. В очередной раз тиражируется атмосфера туманного Альбиона с бесконечными чаепитиями, скверной погодой и добротными твидовыми костюмами. Не удивит сценография, не отличится свежестью трактовка, да и интересных режиссерских приемов не густо. Но спектакль вышел ироничный, легкий, и в этом его прелесть. Здесь все немного не всерьез: маститые актеры, как дети, с головой погружаются в придуманную ими же игру.

Агата Кристи — один из самых читаемых в мире авторов. Говорят, по популярности ее книги следуют сразу за Библией и Шекспиром. Известный по фильму и театральным постановкам сюжет для многих секретом уже не является. Несмотря на это, «присяжные» голосуют, подыгрывая актерам. Привлекательному звездному ансамблю хочется поверить — и обман поддержать.

Противоположность чарующей Ромэйн — старая дева Джанет Маккензи (Полина Медведева), экономка убитой. На нее не взглянешь без улыбки: жадная, подозрительная, похожая на злую маленькую собачку.

«Свидетель обвинения» — спектакль простой, не вполне пока слаженный и даже не оригинальный. В очередной раз тиражируется атмосфера туманного Альбиона с бесконечными чаепитиями, скверной погодой и добротными твидовыми костюмами. Не удивит сценография, не отличится свежестью трактовка, да и интересных режиссерских приемов не густо. Но спектакль вышел ироничный, легкий, и в этом его прелесть. Здесь все немного не всерьез: маститые актеры, как дети, с головой погружаются в придуманную ими же игру.

Агата Кристи — один из самых читаемых в мире авторов. Говорят, по популярности ее книги следуют сразу за Библией и Шекспиром. Известный по фильму и театральным постановкам сюжет для многих секретом уже не является. Несмотря на это, «присяжные» голосуют, подыгрывая актерам. Привлекательному звездному ансамблю хочется поверить — и обман поддержать.

Мхатовские птицы удачи

30 октября МХТ имени Чехова отметил 114-й день рождения.

В праздник по традиции вручались «чайки» — памятные значки с символом театра. Бронзовые, серебряные и золотые награды получили артисты, служащие театра и Школы-студии МХАТ, посвятившие работе долгие годы.

Уже 15 лет в Художественном играют Александр Семчев и Янина Колесниченко. Режиссер Дмитрий Брусникин отметил 30-летие службы в театре. Золотые «чайки» и памятные кольца также получили Андрей Мягков и Анастасия Вознесенская, проработавшие здесь 35 лет, и Ольга Барнет — за число еще более внушительное, 40. Совместный юбилей отметили Евгений и Галина Киндиновы: вместе на сцене 45 лет.

Но самая трогательная, поистине высшей пробы награда досталась художнику-декоратору Анне Леонидовой, которая работает в театре 70 лет, ее зал приветствовал стоя. Самого Олега Табакова, раздававшего награды, золотая «чайка» ждет через год.