А у нас во дворе есть Джульетта одна

Анна ЧУЖКОВА

21.10.2012

В «Сатириконе» начался новый сезон. На сборе труппы Константин Райкин рассказал о планах: это не только премьеры, первая из которых — «Ромео и Джульетта» — уже состоялась, но и открытие собственной театральной школы.

Среди готовящихся спектаклей — не частый гость в репертуаре, детская постановка. Музыкальную сказку «Однажды в деревне» супруга худрука Елена Бутенко представит в январе. Ближе к концу сезона сам худрук обещает выпустить «Пигмалиона» Бернарда Шоу. Афишу «Сатирикона» украсит очередная классическая пьеса в постановке Юрия Бутусова — «Три сестры» Чехова. Еще одним приглашенным режиссером выступит Валерий Фокин.

Однако самым большим событием сезона обещает стать открытие Высшей театральной школы Константина Райкина. Один из лучших отечественных актеров покинул Школу-студию МХАТ, где преподавал несколько лет, и решил создать собственное частное учебное заведение.

Сейчас «Сатирикон» превратился в строительную площадку. К весне работы по отделке здания школы и Центра культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина завершатся, тогда же пройдет первый набор на актерский факультет. Учебная сцена по техническому оснащению превзойдет сцену «Сатирикона», школа будет полностью компьютеризирована, а студенты смогут пользоваться богатой медиатекой. Кроме того, строится уличный театр для массовых представлений. По словам директора, он будет обустроен по принципу «Цирка дю Солей» и оснащен выезжающей платформой. К новому очагу искусства проложат и народную тропу: уже в ноябре рядом с «Сатириконом» откроется северный выход станции метро «Марьина роща».

А пока свою дипломную работу представляют выпускники мастерской Константина Райкина в Школе-студии МХАТ. Спектакль «Умереть от любви...» вошел в репертуар «Сатирикона».

Постановка стала молодежной не только по актерскому составу, но и по духу. Современные Ромео и Джульетта, хоть и объясняются шекспировским слогом, романтических недотрог напоминают мало. Их досуг занят дискотеками и велосипедами BMX. Сцена превратилась в скейтпарк с аттракционами и игровыми автоматами. Пейзаж ренессансной Вероны сменяется силуэтом американских горок. Ромео (Илья Денискин) впервые появляется перед нами в защитной каске и лихо заезжает на квотерпайп. Постановка наполнена всеми прелестями пубертатного периода, известными под общим названием «играй, гормон». Ни Шекспир, ни Пастернак не узнали бы некоторых новых реплик: о страдающих чреслах, например. Для полной правдоподобности спектакль приправили еще и детской жестокостью. При первой встрече Джульетта (Юлия Хлынина) избивает и таскает за волосы своего возлюбленного под улюлюканье толпы. И уж совсем жутковато выглядят два зубастых улыбающихся клоуна, наблюдающих за всей тусовкой: шоу фриков в замысловатых костюмах.

Вооруженные палками подростки напоминают банду из «Заводного апельсина», а не молодых аристократов. Особенно выделяется среди них безбашенный задирала Меркуцио (Яков Ломкин) — настоящий псих. Обутый в джамперы (ходули на пружинах), он хищно разгуливает по сцене в поисках приключений и смеется опасности в лицо. Однако до фильма База Лурмана 1996 года «Ромео +Джульетта», где два враждующих дома стали преступными кланами, ведущими войну, постановка Райкина не дотягивает — все-таки разборки здесь дворового масштаба.

Маскарад не только впечатляет размахом и красочностью, но делает великую историю любви близкой и понятной. Трогательно и смешно, когда юная Джульетта задает своему жениху животрепещущий для всех подростков вопрос: «Мой друг, где целоваться вы учились?» В этой атмосфере не влюбиться невозможно, особенно если тебе четырнадцать. И пусть это будет глупо и наивно, но кто осудит порхающую от счастья Джульетту? И как не умилиться Ромео, который, задыхаясь от восторга, в подобии танца — на словах не выходит — рассказывает брату Лоренцо (Сергей Громов) о своем счастье...

Но повесть неизменно клонится к печальному концу. Весь юношеский задор уходит из спектакля со смертью обаятельного хулигана Меркуцио. Антракт разделил постановку на два непохожих спектакля: красочный и задорный зачин и трагичная, без ярких эффектов, развязка. Шутливый тон резко сменяется надрывной трагедией.

Некрасивая подростковая порывистость передается всем персонажам. Отец Джульетты (Антон Кузнецов) заходится в истерическом вопле, убеждая дочь выйти за графа. Кормилица (Марина Дровосекова), еще недавно бесстыдно пристававшая к Ромео, теперь от горя катается по сцене.

Молодые актеры не только ренессансную радость жизни, но и повышенные децибелы отчаяния играют с жадностью — порой излишней. Как ни странно, осовремененный до неузнаваемости первый акт сохранил в себе куда больше Шекспира, чем финал без новомодных придумок.

«Умереть от любви…»

По трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Театр «Сатирикон»

Режиссер Константин Райкин

Художник Дмитрий Разумов

В ролях: Илья Денискин, Юлия Хлынина, Яков Ломкин, Марина Дровосекова, Степан Девонин