В здоровом фильме здоровый дух

Алексей ИВАНОВ

10.09.2015

Организатор православного кинофестиваля «Встреча», руководитель обнинского киноклуба «Око» монахиня София ИЩЕНКО уже шестой год не только показывает ребятам фильмы и рассказывает о них, но совместно с калужским министерством культуры составляет методические брошюры, востребованные воспитателями детских садов и учителями. 

культура: Зачем верующему человеку кино?
Ищенко: Чтобы находить общий язык с окружающими. В ХХ веке круг чтения формировал вкус, кругозор и даже определял общественный статус. Знакомясь, мы непременно интересовались: что читаете? Сегодня спрашиваем: что смотрите? Мир стремительно меняется, что-то понимать в нем — значит прежде всего видеть и интерпретировать.

Юрий Олеша писал: «Блажен, кто, познавая женщину, охранен любовью. Блажен, кто, начиная мыслить, охранен наставником». Конечно, первыми учителями ребенка должны стать родители — они обязаны хранить детскую чистоту, выбирать книги, музыку, фильмы. Особенно сильно действует на воображение кино — музыка, слово и образ, захватывает весь комплекс чувств. Эмоционально включившись в сюжет, мы становимся соучастниками героев. Смотреть совместно с детьми сцены насилия и секса — все равно, что участвовать в убийстве или групповухе.

По образованию я — детский психолог. Девять лет провожу православный фестиваль «Встреча», через мои руки прошло более трех тысяч присланных на конкурс фильмов. 

культура: Тонны спама?
Ищенко: Отбор — тяжелая работа. Режиссеры тащат в кино все подряд — ворожбу, привороты, бытовую чернуху... Ежегодно пропускаю на «Встречу» около 50 фильмов из трехсот — пять-шесть первоклассных, дюжину «хорошистов», а «троечников» показываем вне конкурса. За десять лет сформировалась коллекция из 28 работ, которые мы издали в одном боксе и с чистой совестью рекомендуем воспитательным и образовательным учреждениям. Также составили методические пособия с рекомендациями по организации просмотра каждой картины для школьников и детсадовцев. 

Сейчас появляется все больше российских фильмов, пытающихся столкнуть человека и власть. Складывается впечатление, что все прогнило, — простому труженику здесь жить невозможно, нужно выходить на баррикады и сметать строй. Это особенно опасно и страшно — бок о бок с нами безумствует ИГИЛ, сходит с ума старушка-Европа. 

культура: А Россия сосредотачивается?
Ищенко: Безусловно. Многим сегодня живется очень тяжело, но открываются внутренние резервы, люди объединяются, помогают друг другу. В мае этого года мы основали Союз православных киноклубов — на первом заседании присутствовало 30 человек из Москвы, Кирова, Калуги. Пришли режиссеры, заинтересованные в продвижении своих фильмов. Посмотрим, что получится.

культура: А как обстоят дела у вашего «Ока»?
Ищенко: Постоянная аудитория киноклуба — 40–60 человек. Немного для стотысячного наукограда. Правда, по нашей инициативе, под эгидой министерства образования Калужской области открылась сеть из пяти киноклубов, один из них основан учениками четвертого класса. Институт модернизации приобрел более двух сотен экземпляров нашей коллекции для школ и детских садов. 

культура: Обладаете ли правами на демонстрацию фильмов?
Ищенко: Со всеми авторами подписаны договоры, ежегодно отчисляем им вырученные от продаж дисков деньги. 

культура: Какие ленты повлияли на Ваше мировоззрение?
Ищенко: Лет в пятнадцать потрясла «Оптимистическая трагедия», а спустя два года — «Каждый вечер в одиннадцать» Самсона Самсонова. Мне была необходима вера в любовь, которую можно встретить абсолютно неожиданно.

культура: Что же делать со списком?
Ищенко: Работать. Но прежде всего ответить на вопрос: с какой целью мы показываем детям кино? Считаю, главная задача — воспитание нравственного человека. Нужно собирать семинары и обсуждать с педагогами — полезны ли предложенные произведения с духовно-нравственной точки зрения, с какой целью и как их показывать детской аудитории, что обсуждать. Авторы проекта «100 фильмов» стремились познакомить школьников с искусством ХХ века. Но наши учителя просто не умеют смотреть кино — большинство не способно пересказать сюжет, интерпретировать образный ряд могут единицы. Что им делать с этим списком? В каждой школе киноведа не заведешь, пересматривать картины некогда, как и чем мотивировать педагогов на изучение и преподавание незнакомой дисциплины детям разного возраста и кругозора? 

культура: Советское кино работало как инструкция по применению в конкретных обстоятельствах места и времени: делай, как этот парень!
Ищенко: Таких героев нам сейчас как раз и не хватает...

культура: Особенно учителей, жадных до новых знаний.
Ищенко: Главное — научить их смотреть кино.