22.01.2015
культура: «Фильм снят по заказу Госфильмофонда» — давно не видел этой заставки.
Бычкова: Все новое — хорошо забытое старое. Для популяризации коллекции российская синематека предложила снять римейк мелодрамы Павла Арсенова «С любимыми не расставайтесь».
культура: Картину увидят за рубежом?
Бычкова: Надеюсь. Выиграв два международных конкурса — «Большой экран» в Роттердаме и «La Roche-Sur-Yon», — мы получили грант на прокат во Франции и Голландии.
культура: Ваша работа сильно отличается от экранизации володинской пьесы 1979 года. Это семейная драма об утрате и возрождении чувств на новом этапе отношений?
Бычкова: Не думаю, что к моим героям вернется любовь, но встречи и разлуки им еще, конечно, предстоят. Пьеса Володина выдержала много трактовок, это всем понятная история, которую можно пересказывать по-своему. Сценарий «Еще одного года» основывается на личном опыте соавторов — Натальи Мещаниновой и Любови Мульменко.
культура: Молодой парень — зарабатывает тем, что «бомбит» по ночному городу, и не задумывается о том, что это не может продолжаться вечно.
Бычкова: Несколько моих столичных знакомых ведут аутичную жизнь много лет — не обязательно «бомбят», просто работают удаленно. Их идеал — зависеть лишь от себя, не встраиваться в социум.
культура: Одинокие волки московских джунглей.
Бычкова: Такими они себя и воображают (смеется). Им ни к чему коллективы, начальники, карьеры. На чем тут построишь мелодраму? Только на конфликте с лучшей половиной.
культура: Ни один эпизод камерного сюжета не теряет связь с повседневностью. Одновременно история остается герметичной. Тут контрапункт.
Бычкова: Его-то мы и добивались.
культура: И все-таки, любовная лодка несется в никуда. Можно сказать, что отношения разрушает «социалка» — разница в доходах, жизненных стандартах, кругах общения. Или все-таки молодая семья становится жертвой не осознанного ни Женей, ни Егором ценностного конфликта?
Бычкова: Вы правы. Пока учились, ребята жили весело и дружно. Но институт закончен, пора строить жизнь и открывать мир. Он идет по пути самурая, она — к людям. Разрыв неминуем — такова суровая правда первого брака. Люди не ищут компромиссы, верят, что могут изменить друг друга. Но это невозможно. Главное в жизни — понять тех, кого любишь. В конце концов, все социальные игры условны и незатейливы. Дело в приоритетах. Но мы специально ставили героев в двусмысленные ситуации, испытывали их.
культура: Девушка провалила экзамен на зрелость и потеряла семью. Кажется, даже Вы больше сочувствуете парню?
Бычкова: Старалась соблюсти нейтралитет. Но сыгравшая Женю Надя Лумпова и режиссер монтажа Иван Лебедев были на стороне Егора. Последний возмущался: что за коза — разменять личную жизнь на тусу с офисным планктоном! Однако и девушку можно понять, Женя — увлекающийся человек, дизайнер, впервые у нее стало что-то получаться. Да еще в редакции модного новостного сайта. Сценарист Люба Мульменко работала в подобных организациях, хорошо знает эту среду.
культура: В итоге Егор уходит к разлучнице с ее невыносимыми родственниками.
Бычкова: Ничего не поделаешь, теперь ему придется с этим жить. Зато парня не будут шпынять — «бомбит» и «бомбит», не мы такие — жизнь такая.
культура: Грустная история. Но иначе и быть не могло — ребята жили в съемной квартире, не обзаводились ни вещами, ни детьми. Своя жилплощадь светила им лишь на закате дней, опереться было не на кого: окружение Жени и Егора — бесхарактерная, инертная масса. Так и задумывалось?
Бычкова: Да, весь фокус на героев, остальные — как в тумане.
культура: Почему отказались от придуманных Володиным сцен в зале суда?
Бычкова: Другое время. В пьесе все случилось из-за того, что жена задержалась на дне рождения и не смогла позвонить. В эпоху мобильной связи это невообразимо.
культура: Пара исполнителей подобрана идеально. Выбирали актеров по типажам, сыгранным ролям, или они чем-то сумели удивить на пробах?
Бычкова: По взглядам на жизнь. Мы беседовали, ставили этюды на тему «где тебя носило?». Затем много и удачно импровизировали на съемках.
культура: Что было самым сложным в работе над картиной?
Бычкова: Интимные сцены и финал. В обоих случаях важно было сыграть трогательно и точно. Без фальши.
культура: Интонационно Вы продолжаете линию советских мелодрам. Есть любимые?
Бычкова: Обожаю «Полеты во сне и наяву», «Родню», «Осенний марафон», поставленный по володинскому сценарию в тот же год, что и «С любимыми не расставайтесь». Подозреваю, драматургу было абсолютно все равно, что снимает Павел Арсенов. Александр Моисеевич был увлечен работой с Данелией.
культура: Как готовились к съемкам?
Бычкова: Пересмотрела фильмы братьев Дарденн и Майка Ли. Они документально — вплоть до мелочей, без малейшего высокомерия, с истинной любовью — воспроизводят повседневную жизнь. Словно творят молитву. При этом не переоценивают людей. И я не удержалась — стянула у Майка Ли название. Правда, его «Еще один год» — история пожилой четы.
культура: Если бы предложили супербюджет на вечный сюжет, какой бы выбрали?
Бычкова: «Одиссею». Но это была бы не экранизация, а осовремененная версия.
культура: Верите, что искусство меняет мир?
Бычкова: Мой — точно. Подключаюсь к живописи, кино, музыке, открываю мемуары Бергмана на любой странице и получаю мощный заряд, перестраивающий и расширяющий внутреннее пространство.
культура: Планы?
Бычкова: Мечтаю поработать с сильным европейским оператором, например с Любомиром Бакчевым, снимавшим картины Абделатифа Кешиша. Хотела бы экранизировать судебную драму, написанную совместно с Александром Миндадзе по мотивам его дебютной картины «Слово для защиты». Две девушки — адвокат и подсудимая, решившаяся на убийство мужа. Первая пытается выстроить линию защиты, мысленно проживая историю клиентки.