Нам, взрослым, нужно научиться уважать дар детства

Алексей СЫСОЕВ, протоиерей

12.08.2020

Дети являются не придатком и не предметом воспитания, а его эталоном, на который нужно смотреть с точки зрения всех постулатов образовательного процесса. И если педагог сумел найти в мировой культуре для него такой материал, который сродни этому ребенку, то он в своем ответном творческом действии — в рисунке, в изложении, в речевом высказывании — откроется как бесконечно самодостаточная личность.

Вопрос о христианском понимании детства сводится к вопросу об образовании в целом. Что такое образование в предельном смысле этого слова? И меняются ли его задачи в свете сегодняшней эпохи больших цивилизаций? Ответить на эти вопросы можно только в том случае, если мы увидим в образовании два полюса, которые создают его напряжение и задачу.

С одной стороны, образование — это необходимый капитал, который позволяет молодому человеку строить ту жизнь, о которой его предки еще не знали. Он должен точно знать свои приоритеты и безошибочно «вкладывать» в них приобретенный образовательный капитал.

С другой стороны, есть такое образование, которое и знать не знает об этом: это образование, которое говорит, что если ты что-то посчитал, примерился к чему-то глазами счетовода, то не приобрел, а потерял. Здесь — на этом втором полюсе образования — опора на знания преступна и неумела.

Оно требует от человека того, что в Китае называют «всеобщим сердцем», то есть безусловного знания, которое априорно предшествует любой способности сознавать и думать: такой позиции по отношению к миру, в которой сам мир не рассекается под скальпелем анализа, а принимается как дар. Не всем это под силу, поэтому сам процесс бывания на земле рассекает людей как бы на два сообщества: на тех, кто, как говорил Христос, попробовал, но не смог и стал жить внешне, и на тех, кто смог и стал жить жизнью Христа, то есть свободно и творчески.

При этом нельзя забывать и о том, что перед образованием стоит еще одна — третья — задача: обеспечить непрерывность традиции, которая фундирует единство нации. Причем эта непрерывность должна быть обеспечена в условиях времени, которое никогда не стоит на месте и постоянно выдвигает перед нами все новые и новые задачи. Традиция и потребность в обновлении, то есть в прогрессе — вот что создает динамику и напряжение всего образовательного процесса.

И оказывается, что проблема новизны, от которой никуда не убежишь, хотя многим этого хочется, открывает и силу традиции. Традиция — это то, что нельзя записать, нельзя даже передать на словах; это то, что является условием взаимопонимания и одновременно роста. Это то самое априорное знание, о котором я сказал выше. Как это раскрывается? У чистых родителей бывают очень талантливые и благодатные дети, а у тех, которые плохо жили, и дети поражены в своей волевой или нравственной сфере.

Священное писание прямо говорит об этом: «Я Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Втор. 5:9). И в другом месте: «Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (Чис. 14:18).

Поэтому тот, кто эту новизну Божию принимает, кто Богу угождает, кто не смотрит на лица и чины, тот будет благословлен на тысячу родов. То есть новизна, которая проявляется в детях, тогда будет плодотворной, когда она освящена чистотой родителей, то есть традицией.

Буддисты называют это кармой. Христиане — судом над жизнью родителей в детях. И в этом огромная ответственность родителей перед самими детьми: от их жизни напрямую зависит жизнь и их детей. Особенно это касается матери во время беременности и мотивации людей, вступающих в брак, которые должны понимать, что они начинают заниматься высшим творчеством. Но это только первый этап в христианском понимании детства.

Мы знаем, что в каждом человеке заложен некоторый проект Бога: ни один человек не рождается на этот свет просто так. Прежде чем он родится, о нем Бог уже что-то подумал. Вот абсолютное начало образовательного процесса.

Человек рождается не голым и не нулем. И потому любой человек достоин абсолютного уважения уже потому, что он вошел в бытие, потому что о нем Бог подумал — в этом основа именно христианского понимания прав человека. Можно сказать, что в человеке есть некая содержательная матрица его жизни — то, что мы называем судьбой, которую он или примет на щит и будет жить как человек, или же будет все время бежать от нее, как царь Эдип.

И читая биографии замечательных людей — Льва Яшина, Юрия Визбора, Александра Пушкина, Феодора Достоевского, Льва Толстого, Антона Чехова, — мы видим, как они постоянно вели борьбу со своей судьбой: они боролись с ней верностью своему призванию, своему таланту.

Получив внешнее образование, они использовали его для того, чтобы воздействовать на обывателя, а через обывателя —- на большую жизненную ситуацию. Нужно помнить о том, что правят нами не обстоятельства, а именно такие люди — получившие власть жить на белом свете, которые восприняли свою судьбу и не отвернулись от подвига жизни.

В Древнем Китае была такая пословица, которая, на мой взгляд, точно описывает эту предельную задачу, стоящую перед человеком: «Есть три величины на свете: небо, земля и человек. Если человек живет хорошо, правильно, небо спускается на землю, а земля дает свой плод». Есть и другая: «Если человек поступает правильно, небо решает свои проблемы».

Остается только один вопрос: как достичь такой высоты? Ответ таков: уважать дар детства.

Я как священник, педагог и художник всегда работал исключительно с детьми верующих людей. И я могу сказать прямо: работа с такими детьми — это работа с уникальным периодом бытия человека. Это работа с даром детства.

Начиная с Жан-Жака Руссо и заканчивая классиками педагогики, мы видим, как много они боролись за ребенка, как хотели принести ему уважение и очень во многом здесь преуспели. Но никто из них так и не дерзнул вспомнить слова Христа: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3).

Значит, дети являются не придатком и не предметом воспитания, а его эталоном, на который нужно смотреть с точки зрения всех постулатов образовательного процесса. И если педагог сумел найти в мировой культуре для него такой материал, который сродни этому ребенку, то он в своем ответном творческом действии — в рисунке, в изложении, в речевом высказывании — откроется как бесконечно самодостаточная личность.

То, что они знают о бытии, не знают взрослые. То, что они делают, — самодоказательно. То, что делают взрослые, — часто лишь внешнее проявление того, что могут дети. Только единицы могут вырваться из этой внешней самоуспокоенности обывателя — из академической идеологемы творчества.

Послушайте, что пишет об этом американский богослов о. Александр Шмеман в своих дневниках: «Детство свободно, радостно, горестно, правдиво. Человек становится человеком, взрослым, в хорошем смысле этого слова, когда он тоскует о детстве и снова способен на детство. И он становится плохим взрослым, если он эту способность в себе заглушает (Карл Маркс и все верующие в гладкую «науку» и «методологию». «Методология изучения христологии». Бр-р!). В детстве никогда нет пошлости. Человек становится взрослым тогда, когда он любит детство и детей».

И дальше: «В Толстом — гениален ребенок и бесконечно глуп взрослый. Толстой кончает «взрослостью», и в этом его ограниченность и падение. Достоевский начинает с «взрослости» и нестерпим. Он делается великим и гениальным тогда, когда отдается «логике детства». Вся потрясающая глубина его оттого, что дает он в себе волю «ребенку». Но потому и все взрослое его по-настоящему не понимает. Апофеоз «взрослости»: Маркс и Фрейд».

Поэтому нам, взрослым, нужно научиться уважать дар детства. Без этого не будет ни подлинного образования, ни преемственности традиции, ни ответа на новизну, всегда идущую от времени. 

Автор колонки  педагог, клирик храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе, подворье Свято-Введенской Оптиной Пустыни.  

Записал Тихон Сысоев

Материал опубликован в № 6 газеты «Культура» от 24 июня 2020 года в рамках темы номера «Наши дети: что такое «счастливое детство»