Цирк — тюрьма для животных

Оксана ДАНИЛОВА, координатор общественной организации «Голоса за животных»

19.05.2020

Сторонники цирков с животными спрашивают: «Где детям увидеть животных, если не в цирке?» Но этично ли заключить разумное, чувствующее существо в клетку только для того, чтобы удовлетворить их любопытство?

Я часто бывала за кулисами цирков и видела, как содержатся животные. Поэтому уверена: необходимо прекратить их использовать в цирковых номерах. Даже в самом лучшем цирке наидобрейший дрессировщик не сможет обеспечить своих подопечных приемлемыми для них условиями. В любом стационарном цирке на животных отведено крайне мало места. Это — всегда тесные клетки либо цепи.

Слоны прикованы цепью длиной примерно в метр, так что могут максимум сделать шаг вперед и назад. И так они вынуждены проводить все время вне репетиций и представления, то есть примерно 23 часа в сутки. Представьте, что может испытывать социальное животное с высокоразвитым интеллектом, практически полностью обездвиженное на протяжении всей своей жизни.

Медведей — а они самые популярные животные в цирках — обычно размещают в клетках полтора на полтора метра. Животное не может даже выпрямиться в полный рост, и из всех движений ему доступно только переминаться с ноги на ногу, грызть решетку или биться о потолок или стены клетки. Именно это я видела и в Санкт-Петербургском цирке на Фонтанке, и в Саратовском цирке, во время гастролей известнейших дрессировщиков медведей. Только при выходе на репетицию или представление животные могут покинуть клетки и размяться, но и то всего лишь на манеже диаметром в 13 метров.

Пресловутая «гуманная дрессура» цирковых животных зачастую заключается в лишении животных пищи. Перед дрессировкой животных не кормят и, если зверь не выполнил нужный трюк, его просто лишают заветного кусочка пищи, иногда до следующей дрессировки. Иногда для наказания за невыполненный трюк или неповиновение применяют электрошокеры, палки, кнуты, крючья. Зрители просто не видят этой закулисной «кухни», так как на представлениях используют только тех животных, которые уже прошли дрессуру. А на так называемых «открытых» репетициях либо также показывают уже выдрессированных зверей, либо те этапы, в которых дрессировщик уверен в послушании животного.

Иногда работники цирка утверждают, что звери не будут выполнять трюки, если укротитель их бьет и жестоко относится, поэтому если звери «работают», значит, дрессировщик к ним хорошо относится и заботится о них, как о собственных детях. Но съемки скрытой камерой за кулисами цирка на Фонтанке показывают обратное. Дрессировщики, обладатели многих престижных цирковых премий, бьют зверей, когда уверены, что их не видят посторонние.

Сейчас критикуют передвижные цирки — шапито, мол, звери не должны колесить по стране в тесных клетках и фургонах. Их называют «концлагерями на колесах», так как посетители видят ужасные условия для животных. Но на самом деле и в любом стационарном цирке на месте стоят только стены, а дрессировщики с животными постоянно переезжают с гастролями из одного такого стационарного цирка в другой. Кроме того, Росгосцирк владеет не только стационарными цирками, но и несколькими переездными шапито и зверинцами, куда часто списывают состарившихся животных.

Иногда сторонники цирков с животными спрашивают: «Где детям увидеть животных, если не в цирке?» Но этично ли заключить разумное, чувствующее существо в клетку только для того, чтобы удовлетворить свое любопытство? Если мы хотим воспитывать детей гуманными, правильно ли приучать их к тому, что ради прихоти можно мучить животных? Детей лучше приучать к любви и уважению к животным, помогая животным в приютах, наблюдая диких животных в природе, с помощью экологических экскурсий.

Иногда дрессировщики говорят, что использовать зверей в цирках — российская традиция. Но когда-то российское общество сочло нужным избавиться от крепостного права и других жестоких традиций. Возможно, уже пришло время избавиться от устаревших цирковых шоу с животными. Для начала следует ограничить приобретение дрессировщиками новых животных, обязать их обеспечивать своим подопечным пожизненное содержание в подходящих для них условиях, а не в тех клетках-карцерах, которые сейчас у нас прописаны в законе. Укротители должны нести ответственность за своих подопечных и сами оплачивать комфортное содержание и кормление купленных ими зверей, а не перекладывать эту обязанность на налогоплательщиков, как это сейчас происходит во всех госцирках. При принятии запрета на эксплуатацию животных в цирках надо создать реабилитационные центры для них и разместить там бывших «актеров» под присмотром биологов, этологов и ветеринаров. Так уже происходит в тех странах, где запрещают эксплуатацию диких животных в цирках.

Материал был опубликован в № 2 газеты «Культура» от 27 февраля 2020 года