Сталин с чистого листа

Сергей УРСУЛЯК, кинорежиссер, сценарист

01.03.2013

Для начала замечу, что я не философ и не историк. Но сегодня меня нередко спрашивают, почему целый ряд моих фильмов посвящен сталинскому периоду нашей истории. На самом деле в этом нет никаких политических предпочтений. Просто я лучше понимаю эту эпоху, для меня она является эстетически отстоявшейся и художественно оформленной. В отличие от нашего времени — загадочного, причем скорее со знаком минус, чем со знаком плюс. Времени, к которому я стараюсь как режиссер не прикасаться вовсе.

Конечно, в своих картинах, в первую очередь, я пытаюсь передать эпоху через личные судьбы тех или иных героев. И даже Иосиф Сталин — на «первом этаже» — это просто человек со своими драмами и страстями, мыслями и настроением, насморком и несварением желудка. Но в силу того, что он был вознесен на недосягаемую космическую высоту и довольно долго там оставался, именно этот человек стал олицетворением эпохи.

К сожалению, в последние годы многие из тех, кто начинал снимать картину или писать книгу о Сталине, сначала придумывали концепцию, а потом начинали подгонять под нее реальный исторический образ. Гораздо правильнее было бы начать эту работу с чистого листа, будто бы мы об этом человеке ничего не знаем и не находимся ни на чьей стороне. Шаг за шагом, опираясь на свидетельства, реконструировать события, пытаясь понять логику самого Сталина. Только в результате этой кропотливой работы можно было бы прийти к некоему оценочному суждению. Причем как к выводу, что эта масштабная историческая фигура — исчадие ада, так и, возможно, к совершенно противоположным мыслям.

Но беда в том, что сегодняшний день — далеко не лучший, чтобы заняться этой работой. Ведь тот интерес к сталинской тематике, который сегодня имеется в нашем обществе, — лишь показатель нездоровья. И это относится как к сталинизму, так и к антисталинизму. Когда мы едем по Ленинскому проспекту в сторону Ленинградского шоссе и боимся возвращения названия Сталинград, это очевидная шизофрения. А потому, понимая, какую волну может всколыхнуть, например, биографический сериал о Сталине, если его покажут на центральных телеканалах, считаю, что пока еще не время для подобной работы. Надо дождаться, когда пройдет нынешний острый период общественной болезни. Ведь с теми же немцами, прошедшими катком по каждой нашей семье, мы преспокойно братаемся, довольно быстро и легко их простив, а друг к другу до сих пор предъявляем постоянные претензии, в том числе и исторические.

Сегодня у любого нормального среднестатистического человека (к каковым я себя отношу) очень много проблем и забот. И я отлично понимаю, что ни эти проблемы к Сталину, ни он к ним реального отношения не имеют. Если взять любые серьезные проблемы современности, станет очевидно, что ни репрессии, ни культ личности с ними никак не связаны. Более того, многие из этих проблем в сталинские времена были достаточно успешно решены: и та же коррупция, и сращивание государства и криминала, и организованная преступность, и межнациональная рознь, и многие другие сложные вопросы, в том числе — кадровые. Совершенно очевидно, что с той же задачей переноса промышленности за Волгу и Урал, как это сделал во время войны молодой Косыгин, сегодня мы едва ли справимся. Каким бы ни был в то время размах репрессий, талантливые люди, в том числе и из глубинки, постоянно появлялись и проявлялись.

Я очень надеюсь, что рано или поздно мы сможем начать относиться к сталинской эпохе так, чтобы после каждого высказывания не хватать друг друга за грудки. И только когда мы поймем, что прошло уже достаточно времени и можно относиться к Сталину примерно так же, как к Ивану Грозному или Петру I, это станет одним из главных признаков нашего общественного выздоровления.