Тегеран-2018

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

11.01.2018

Начался 2018 год с нескольких событий, которые свидетельствуют о том, что спокойно на международной арене не будет. И России снова придется вмешиваться.

Прямо в новогоднюю ночь на удивление хорошо организованная и осведомленная группа боевиков устроила обстрел нашего аэродрома в сирийском Хмеймиме. До этого прилетали ракеты, по счастью — вовремя сбитые российскими системами ПВО, а сейчас волна за волной пошли дроны — беспилотные самодельные летательные аппараты с подвешенными боеприпасами. Кажется, кустарного производства. Но так ли это? Ведь все беспилотники террористов, которые они вдруг научились массово производить, были оснащены барометрическими датчиками и сервоприводами управления рулями высоты, да и взрыватели на самодельных бомбах были иностранного производства.

В российском военном ведомстве открытым текстом заявили, что боевикам были переданы соответствующие технологии. Кем именно — не уточняется, но и так понятно. Приходит на память перемирие между первой и второй чеченскими войнами, в течение которого в бандитской Ичкерии активно работала некая британская фирма, массово готовившая якобы «специалистов по разминированию». И если в первой чеченской терактов с использованием взрывчатки и «поясов смертников» практически не было, то во второй — боевики всему этому вдруг «научились».

В этот раз, похоже, происходит нечто подобное. Особенно, если учесть, что США в Сирии уже вооружают для борьбы с Асадом подконтрольных им курдов, а на юго-востоке, в районе границы с Иорданией, создается еще одна армия — из бывших боевиков ИГИЛ. Это подтвердил и начальник российского Генштаба Валерий Герасимов.

На удивление «своевременно» вспыхнули протесты в Иране. Причем, начавшись с требований чисто социальных, как в Киеве в 2014 году, они очень быстро обрели политический окрас. Собравшиеся скандировали «смерть Рухани!», антироссийские лозунги и требования «уйти из Сирии». В чем же дело?

Как известно, излишне поспешная вестернизация и деисламизация Ирана, проводимые шахом Мохаммедом Реза Пехлеви, привели в 1979 году к свержению монархии и установлению весьма специфической формы государственности — исламской республики. Однако при всех введенных аятоллами религиозных ограничениях считать страну «застрявшей в феодализме» нет никаких оснований. Ее экономика — пятнадцатая в мире по объему производства, крупнейшая среди исламских стран.

С национальным и межрелигиозным вопросом тоже все вполне прилично: курды имеют в Иране гораздо больше прав, чем в сопредельных странах, а на Рождество верховный лидер Ирана Али Хаменеи посетил христианскую семью, поздравил с праздником и ел с ними за одним столом, что для Востока весьма символично.

Тем не менее есть у государства в глазах Запада крупнейший недостаток — оно действительно независимо и априори враждебно США. Именно отсюда все нападки и многолетние санкции, единственная цель которых — вызвать внутреннюю дестабилизацию и государственный переворот.

Разумеется, существуют в Иране свои проблемы (страна жила под санкциями с 1979 года) и поводы для недовольства. Однако не они — главная причина протестов. Белый дом не просто заявил о поддержке оппозиции, но обещал в самое ближайшее время выделить иранским «борцам за свободу» миллиард долларов и ввести санкции против руководства.

Но только этим дело явно не ограничится. Недавно кувейтская газета «Аль-Джарида» опубликовала информацию о секретном докладе, где сказано, что США дали «отмашку» на убийство одного из главных иранских силовиков — генерала Касема Сулеймани, командира лично подчиненного президенту страны спецподразделения «Эль-Кудс» из корпуса стражей исламской революции. Не будем забывать и о недавнем демонстративном признании Трампом вопреки мнению ООН израильской принадлежности Иерусалима: в случае военной атаки на Иран США рассчитывают именно на Израиль.

Еще одно любопытное «совпадение». Протесты начались через несколько часов после заявления правительства о начале строительства железной дороги из Мешхеда в порт Чабахар, которая через Иран свяжет Казахстан и Туркмению с Индийским океаном, став альтернативой запущенной в прошлом году дороге Баку — Тбилиси — Карс. Как видно, утверждения некоторых экспертов о том, что иранские протесты подпитываются и координируются американцами через Азербайджан, выглядят весьма правдоподобно.

Цель США весьма прозаична. Иран — наиболее последовательный (в отличие от члена НАТО Турции) союзник России и Сирии в регионе. Если страну удастся ввергнуть в хаос, то вместе с подконтрольным США Ираком, снова дестабилизированной Сирией, Пакистаном и Афганистаном (куда американцами уже переправлены недобитые террористы ИГИЛ) будет создан единый фронт, нацеленный на Среднюю Азию и Закавказье. В итоге все результаты побед нашей армии в Сирии, все созданные союзы окажутся перечеркнутыми. Допустить этого ни в коем случае нельзя.

«Революция» в Иране пока утихла. Но в упорстве США не откажешь, и готовиться стоит ко второму акту этой предсказуемой пьесы.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции