Кот Матроскин завтрашнего дня

Платон БЕСЕДИН, писатель

09.01.2017

«Союзмультфильм» анонсировал продолжение мультипликационной классики. В частности, планируется снять новые серии «Простоквашино», «Малыша и Карлсона», «Котенка с улицы Лизюкова»… Радостная весть — говорю это как отец двух маленьких дочерей и как человек, который сам вырос на столь замечательных картинах.

Уверен, тем колоссальным достижениям, которые, несмотря на все трудности и нелепицы, были в СССР, мы во многом обязаны именно культовым мультфильмам. Потому что человек — это не завтра, не послезавтра, а совсем юное сегодня. Он практически полностью формируется до 6 лет. То, что он видит и слышит, — и есть его главный фундамент.

С данной точки зрения советские мультфильмы, несомненно, были идеальны. В них правильно расставлялись акценты, положительные герои милы и симпатичны, а отрицательные — всегда имели шанс на исправление и прощение. Детям ненавязчиво объясняли, что есть в жизни нечто большее, нежели одно лишь потребление и самолюбование.

Знакомый психолог назвал советские мультфильмы «Библией для детей». Преувеличение? Не скажите: все эти рисованные истории в конечном итоге — о добре и зле, о сострадании. То есть о том же, о чем и главная Книга. И персонажи «Летучего корабля», и котенок Гав, и крошка Енот… А рефрен из песни Фунтика сконцентрировал суть: «Всех важнее и дороже в этом мире доброта». Эти фильмы давали малышне мечту — деятельную и пробуждающую.

Знаю много взрослых, которые современную штамповку детям даже не показывают, а смотрят вместе с ними советские мультики — чтобы отпрыски любили этот мир, становились добрее. Потому что им нельзя без примеров, без образов, без идеалов. А что они видят на сегодняшних экранах? Нашу диковатую Машу, которая не дает медведю нормальной жизни. Или еще хуже — западные образцы. Не всегда бездарные и порочные, но не учитывающие национальную психологию. В результате получаем стандартизированное поколение англосаксонского протестантско-либерального типа, отформатированное свинками пеппами или монстер-хайями. Это наши идеалы? Сомневаюсь. Культ насилия и потребительства, легкомыслия и смерти выглядывает из-под этих ярких, как любая дьявольщина, мультяшек.

Что же делать? Продолжать крутить «Карлсона», «Простоквашино» и «Ежика в тумане»? Можно, да только мир изменился, а вместе с ним и сознание наших детей. Оно уже даже не клиповое (данный этап давно пройден), а иконкоцентричное. Нынешние малыши все менее жадны до картинки, все менее усидчивы. Концентрация на чем-то одном — суровое испытание. Они хотят все и сразу — игра на нескольких досках одновременно. Яркость «иконки» при этом тоже крайне важна. И жизненность события, его приближенность к реальности — оттого столь популярна свинка Пеппа. Советские же мультики устарели чисто визуально. Они требуют, как сказали бы программисты, серьезного апгрейда. И не только внешнего. Важно вдохнуть в них новую жизнь. В этом, к слову, есть мощный символ — обеспечить преемственность поколений, чтобы дети росли на тех же образах, что и родители.

Подобные попытки уже предпринимались. Например, продолжение истории о попугае Кеше. Оно вышло ярким, эмоциональным, но, к сожалению, слишком уж старалось угодить тогдашним реалиям, а потому так и осталось в своем времени.

Однако подлинное произведение искусства (а мультфильм — не исключено, главнейшее из искусств, ибо формирует самое ценное — наших детей), безусловно, учитывает, отражает дух времении, атмосферу вокруг, но в то же время само формирует, создает их. Подлинное произведение искусства — и зеркало, и фотография, и фокусирующая линза; но вместе с тем оно есть сам свет, благодаря которому, собственно, все это возможно, — и отражение, и фокусировка. Тогда это действительно по-настоящему.

В мультфильме ребенок должен увидеть себя и свой мир, но должен также формироваться и созревать вместе с ним. Это интерес, ведущий его за собой и приводящий в ключевую точку. Не рафинированная мораль в конце, как с той же Пеппой, а процесс, движение, путь, словно сама жизнь.

Хочется верить, что у «Союзмультфильма» все получится. Продолжения создадут, и они будут достойными. Однако существуют и риски. Все сейчас находится лишь в стадии препродакшна. Вдруг сорвется, не найдут денег? Или талантливых людей, способных сделать достойное продолжение любимых сюжетов. Дай Бог, чтобы не вышло, как со всеми этими бесконечными ремейками и сиквелами культовых советских картин. Оригиналы ведь до сих пор смотрят (новогодние праздники это лишний раз доказали), а вот свежие версии успели забыть, да и вспоминать как-то неловко.

Потому продолжение нашей мультипликационной классики — это еще и проверка тех, кто работает сегодня с детьми и для детей, проверка на степень доброты и таланта. Нам нужна качественная, новая и одновременно учитывающая опыт прошлых поколений, их историческую память матрица ценностей для детей. И ее реальным выражением станут продолжения старых мультфильмов, тех, на которых воспитаны отцы и деды. Это, без преувеличения, задача нашей национальной безопасности, самая главная инвестиция в будущее. Детям надо дать мечту, яркую и мотивирующую.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции